В расходной части украинского госбюджета на текущий год на борьбу с коррупцией заложили более 1 миллиарда гривен. Достаточно ли данной суммы для того, чтобы бороться с одной из наиболее серьезных проблем страны, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Информагентство "ЛИГАБизнесИнформ" отмечает, что в госбюджете на текущий год на борьбу с коррупцией заложили более 1 миллиарда гривен – данная сумма должна обеспечить бесперебойное и нормальное функционирование четырех недавно созданных ведомств: Национального антикоррупционного бюро, Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции, агентства по возврату незаконных активов и Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Вопрос о финансировании Госбюро расследований в настоящее время находится в подвешенном состоянии, поскольку в бюджете-2016 на него не предусмотрено средств. Согласно законопроекту, принятому украинским парламентом в ноябре прошлого года, оно должно заработать с 1 марта 2016 года, глава государства еще не поставил под этим документом свою подпись.
По словам Алексея Хмары, являющегося исполнительным директором Transparency International Україна, 1 миллиард гривен, если подходить к этой сумме популистски, выглядит нескромно, но на самом деле средств на борьбу с коррупцией в Украине выделяется недостаточно. Он считает, что наиболее адекватной является сумма, выделенная на финансирование деятельности НАБУ – 486,7 миллиона гривен, при этом в данном случае даже предусмотрели средства на капитальные расходы: ремонт помещений, приобретение необходимого оборудования.
Но есть еще и Нацагентство по вопросам предотвращения коррупции – аналогичная структура, также создаваемая с нуля. На нее выделено 486,2 миллиона гривен, однако 391 миллион гривен из этой суммы – это деньги, выделенные не на Нацагентство, а на финансирование из государственного бюджета партий, победивших по итогам последних парламентских выборов. Иными словами, эти деньги получат политические силы Садового, Порошенко, Яценюка, Тимошенко и так далее, а не агентство, на которое в итоге остается уже меньше 100 миллионов гривен. Из этих 100 миллионов 60 будут потрачены на зарплаты сотрудникам, а 30 – на организацию самого ведомства, создаваемого с нуля и нуждающегося в помещениях, компьютерах. Такой подход, по мнению Хмары, не является правильным, и для того, чтобы запустить Нацагентство, нужно еще 100 миллионов гривен, и это как минимум.
После публикации госбюджета-2016 вокруг НАПК возник скандал.
Стоит отметить, что после того, как был опубликован госбюджет на текущий год, вокруг НАПК возник скандал: член Нацагентства, народный депутат от БПП Виктор Чумак сообщил о внезапном появлении в главном финансовом документе страны пункта, согласно которому в Украине на год откладывается введение электронных деклараций о расходах и доходах государственных служащих.
В круг обязанностей Нацагентства как раз и входила проверка данных деклараций, а их введение было одним из требований Европейского Союза для либерализации визового режима. Как заявил глава Минюста Павел Петренко, в проекте госбюджета, подготовленном Кабинетом министров, такой нормы не было – глава юридического ведомства пообещал провести расследование сразу же после того, как данная правка появится в финальной редакции бюджета.
Финансирование Специализированной антикоррупционной прокуратуры вызывает у экспертов меньше всего вопросов.
Наименьшее количество вопросов у экспертов вызывают средства, предназначенные для финансирования деятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Несмотря на то что данный орган был создан совсем недавно, он пользуется техникой и техническими мощностями Генеральной прокуратуры Украины. Помимо этого, считают эксперты, заложенных в расходную часть бюджета средств должно хватить и на нормальную работу Агентства по возврату активов.
Если же говорить о Государственном бюро расследований, то, по мнению Алексея Хмары, средства на финансирование его деятельности, скорее всего, придется закладывать в государственный бюджет отдельно, в ходе принятия изменений к главному финансовому документу. По его словам, скорее всего, к лету, когда будут пересматривать государственный бюджет на текущий год, в него заложат какие-то средства и на финансирование деятельности Государственного бюро расследований.
В настоящее время пока остается без ответа вопрос, кто будет администрировать данное ведомство, поэтому и средства на финансирование его деятельности в бюджете не предусмотрены. Между тем средства на ГБР непременно понадобятся, поскольку в данное ведомство, по сути, переходит весь следственный блок милиции. Более того, не стоит забывать, что все милиционеры должны пройти переаттестацию.
Украинский бюджет из-за коррупции напрямую теряет ежегодно десятки миллиардов гривен - Transparency International Україна.
Согласно подсчетам, сделанным специалистами Transparency International Україна, украинский бюджет ежегодно напрямую теряет из-за коррупции десятки миллиардов гривен. Хмара объяснил, что все потери государственной казны они делят на три уровня. Есть, в частности, средства, которые непосредственно украдены – в данном случае речь идет не о взятках, а о деньгах, выведенных во время незаконных приватизаций, проведения "договорных" тендеров и так далее. Это является прямым ущербом, который составляет не менее 10 процентов от государственных закупок. Помимо этого существуют еще и непрямые потери - недополученная государством прибыль и имиджевые потери.