Не секрет, что, несмотря на продолжающиеся боевые действия на востоке Украины, экономические связи между оккупированными территориями и подконтрольными Киеву не оборвались. Вместе с тем новая украинская власть до сих пор так и не решилась назвать происходящее «войной», а прикрывается формулировкой «Антитеррористическая операция». Все чаще звучат мнения о том, что на происходящем отдельные лица формируют себе целые состояния, а о рядовых проукраинских гражданах, оставшихся на оккупированных территориях, похоже, забыли.
Один блокпост – это миллионы гривен в сутки.
По мнению журналиста из Луганска Валентина Торбы, которой после занятия административных зданий в областном центре еще длительное время оставался в городе, а после был вынужден выехать в Киев, ситуация на оккупированных территориях приводит к тому, что граждане, имевшие патриотичную позицию, окончательно теряют ориентиры, а в целом, люди, осознающие отсутствие перспектив в своих родных городах, пребывают в отчаянии. При этом, по его словам, Украина будто бы не видит этих проблем, и не предпринимает никаких усилий по поддержке своих сограждан, ставших вынужденными переселенцами, или оставшихся на оккупированных территориях. Это, как отмечает Торба, недавно издавший книгу под названием «Я – свидетель», происходит в том числе и потому, что так и не ясно, какова концепция власти в отношении конфликта на Донбассе.
«Когда власть наконец определится, мы торгуем или воюем? Кажется иногда, что есть люди в Украине, которым не выгодно, чтобы война заканчивалась. Один блокпост – это миллионы гривен в сутки. Можно только представить, что наверху творится, и чего стоит та или иная подпись… Пока будут существовать подобные подозрения, конфликт будет тлеть еще долго. Недавно я ездил в Бахмут (город в Донецкой области, который ранее назывался Артемовск – Ред.). Смотрю, идут эшелоны угля, в то же время, на пунктах пропуска стоят в километровых очередях наши граждане по пять-шесть часов. Мы платим бандитам за наш собственный уголь, при этом собственных людей заставляем проходить столь унизительные процедуры», - отметил луганский журналист в интервью информационному порталу «Гордон».
Как полагает Валентин Торба, так называемые «Минские договоренности», на которые уповают многие как в Киеве, так и в Европе, изначально выглядели неэффективными и нереальными к выполнению. «Изначально договоры, подписанные в феврале прошлого года (в Минске - Ред.), тупиковые. Там есть ряд пунктов, которые перечеркивают нашу государственность, закладывают мину замедленного действия под Украину. Какими бы ни были манипуляции политиков, объяснявших, насколько соглашения нужны нам, на самом деле это фактически была капитуляция Украины. Но прежде всего украинцы капитулировать не собирались. Власть была готова отдать Донбасс еще в самом начале конфликта, но народ, добровольцы и волонтеры не позволили это сделать. Ситуация зашла в тупик. Нужно искать новые формулы», - констатирует журналист, видевший своими глазами все ужасы оккупации Донбасса. Торба убежден, что деоккупация Украины должна начинаться не с Луганска или Донецка, а с Киева, где до сих пор свободно «гуляют» предатели и сепаратисты, а большинство людей еще не «проснулось», несмотря на многочисленные жертвы на фронте.
«Прежде чем его (Донбасс – Ред.) освобождать, надо освободить Киев. А я не вижу, чтобы этот процесс начался. У нас по центральным каналам идет российская пропаганда, чиновники, пусть и бывшие, говорят, мол, у нас гражданская война, а не агрессия. Мы позволяем себе такие вещи и думаем, что освободим Донбасс? Освобождение – не только военная операция. Существуют спецслужбы, другие структуры, и прежде всего граждане. Каждый украинец должен для себя стать своеобразной спецслужбой и работать на Украину. Только тогда вернутся оккупированные территории. Наша задача бороться. Других вариантов просто нет. От оборонительной политики пора переходить к наступательной. Не обязательно брать оружие в руки. Для начала хотя бы в своей голове разобраться и ответить на вопрос, почему до сих пор террористы, сепаратисты и предатели спокойно ходят по Киеву», - подчеркнул он.
Луганчане находятся в «состоянии озверения».
Как отмечает выходец из Луганска Валентин Торба, в настоящее время ситуация в его родном городе на уровне гуманитарной катастрофы. «Луганчане находятся в состоянии озверения. Они злы, в том числе друг на друга. Оккупация, изоляция, множество проблем – они осознали, что оказались вовсе никому не нужны. Конечно, можно обвинять конкретных людей и говорить, что они совки или ватники. Можно дальше продолжать ярлыки развешивать, но нужно понимать – там, в этом капкане, осталось много проукраинских адекватных граждан, и не забывать, что есть сила автомата. Люди много чего боятся и звереют, потому что будущего у них нет», - отмечает журналист.
По его словам, так было не всегда, вместе с тем, непоправимые изменения произошли тогда, когда люди поняли, что Киев из, образно говоря, «сдал». «Для меня все стало очевидным в апреле 2014 года, когда я увидел, как раздают автоматы – явный признак того, что вспять уже ничего не повернешь. Но еще можно было что-то предпринять. Тогда к нам в Луганск приехал Петр Порошенко и сказал, что с террористами никаких переговоров быть не может, ибо они понимают только язык силы. Буквально через полтора месяца его избрали президентом, он объявил перемирие, и за стол переговоров с бандитами сел Леонид Кучма. Эти странные моменты многим на Донбассе были не понятны. Тогда люди начали осознавать, что они не нужны ни Украине, ни России. А теперь выживают, как могут», - резюмировал журналист из Луганска Валентин Торба.