В условиях «гибридного перемирия» настроения бойцов в зоне АТО неоднозначные. Вынужденная бездеятельность бойцам не нравится, поскольку стояние на одном месте с постоянными потерями не может продолжаться вечно, об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Апостроф».
Журналисты пообщались с силовиками, удерживающими позиции в зоне АТО. Готовность к самопожертвованию, как известно, является одной из сильных сторон и эффективным оружием украинских военных, но для победы только этого явно мало. Во многих других вопросах на фронте по-прежнему наблюдаются большие проблемы. Некоторые бойцы, с которыми общались сотрудники прессы, в наступившем недавно году мечтают увидеть изменение к лучшему неповоротливой управленческой системы армии.
Спецназовец Вадим, в частности, рассказывает, что за два года, когда идут бои, система никак не поменялась. В то же время новая организация боевой подготовки с воплощением ее в жизнь принципиальна важна для украинских силовиков, поскольку прогресса в этом вопросе не наблюдается еще с советских времен. На низшем уровне улучшения есть, но реформаторский импульс постепенно сходит к минимуму при проталкивании документов вверх по системе. По мнению бойца, процесс этот можно назвать уничтожением прогресса бюрократией.
Военнослужащий говорит, что от государства ему хотелось бы видеть понимание того, что происходит в низших кругах общества. Силовики понимают, что за один день кардинально ситуация изменится не может. Тем не менее, очевидна потребность в человеке, который сможет проталкивать и лоббировать документацию законодательного уровня, необходимую современным защитникам Украины.
Собеседник журналистов уверен, что войну нельзя выиграть с помощью нынешних сил и средств. Огромное значение, по его мнению, имеет политическая воля на государственном уровне, поскольку при стоянии на одном месте война вряд ли когда-либо закончится. Наступательные действия будут сопровождаться некоторыми потерями, но нельзя считать приемлемым вариант с задействованием только силовых рычагов. По мнению Вадима, меры должны предприниматься комплексно. Вряд ли можно воспринимать хорошо вариант, при котором через некоторое время после начала наступательных действий звучит команда останавливаться и закрепляться.
Воевать можно и мирными методами.
Военнослужащий с позывным Койот, командир роты. Он также негативно относится к постоянному стоянию на месте. Он уверен, что длительное отсутствие продвижений приведет к трудностям в дальнейшем – линию фронта сдвинуть очень тяжело, поскольку к теперешнему положению вещей бойцы привыкли. Обращает внимание военный также на то, что воевать в принципе, можно разными методами.
По утверждению Койота, совсем не обязательно, чтобы продвижение вперед сопровождалось выстрелами или боями. Одним из альтернативных вариантов является «копание в сторону противника» с созданием напряжения на определенном участке фронта. В результате можно занимать позиции и продвигаться вперед без единого выстрела, исключительно с применением тактических механизмов.
В батальоне территориальной обороны Сумской области ожидают кардинальных решений от командования. Военнослужащий по имени Александр главную проблему описывает как отсутствие у руководства силовых структур видения конечной цели. Даже солдаты, которым командование приказало бежать на 3 тысячи километров, предварительно анализируют ситуацию, распределяют собственные силы. Аналогично и командованию следует определиться с конечной целью – наступление, отступление или сдача. Вместо этого на данном этапе присутствует неопределенность.
Военнослужащие, которые вернулись домой из Донбасса, также разделяют надежды и ожидания товарищей. К примеру, Владимир Бородавка, позывной Кардан, «киборг» из 95 бригады, соглашается с тем, что все в Украине хотят наступления мира. Он говорит, что хотелось бы избежать гибели украинских защитников в наступившем году. В числе одной из главных проблем украинской армии он называет «штабных генералов», которые предпочитают отсиживаться в стороне.
Кардан уверен, что бездеятельный генералитет нужно менять, отдавая должности в командовании силовых структур опытным командирам, прошедшим через серьезные бои. В то же время, в случае повторного призыва Владимир готов повторно встать в строй. Его сослуживец Дмитрий Крикун с позывным Амур, полагает, что захваченные территории надо освобождать, а врага выгонять из страны.
Вместе с тем Амур предполагают, что верхушка командования, как и руководство страны в целом, не заинтересована в возвращении территории под контроль Киева, по причине заключения неких тайных договоренностей. Дмитрий не исключает, что в 2016 году может случиться наступление на Мариуполь, поскольку россиянам по-прежнему нужен сухопутный коридор в Крым. Сам Амур пока не видит смысла пребывать на передовой, но готов вернуться в случае наступления активной фазы войны.
Вдали от линии фронта Крикун собирается помогать в процессе создания реабилитационного центра для бойцов АТО. Боец уверен, что эта его деятельность несет больше пользы, чем пребывание на Донбассе. Тем не менее военнослужащий констатирует, что официальное завершение войны вовсе не следует воспринимать как прекращение борьбы, поскольку в тылу ведется другая, не менее подлая война, которая только начинается.