Типичные методы злоупотреблений в государственных закупках должны уйти в прошлое, пишет в своей статье для издания «Новое время» Максим Нефьодов, замминистра экономразвития и торговли Украины. Он напоминает, что переход Украинского государства на электронную систему закупок начнется в апреле и продлится до осени текущего года. Поэтому сейчас подходящий момент пояснить, в чем суть этой реформы, а также почему это важно для каждого украинского гражданина.
Автор наводит примеры мошенничества в закупках за госсредства, отмечая, что их существует достаточно много.
1. Проблемы начинаются уже с планирования закупок, отмечает автор. «Почему вообще мы приняли решение, что государственной компании нужны именно десять новых автомобилей, а не, скажем, пять автобусов для учеников или новое оборудование для больницы? Как раз во время планирования есть человек, готовый лоббировать конкретное решение. Как результат закупщики выбирают услуги или товары, которые необходимы не государству, а конкретным «заинтересованным» лицам, - пишет замминистра.
2. После планирования определяется предмет закупки – то есть какие именно характеристики обязан иметь товар либо услуга. «К примеру, решили мы купить автомобиль. Здесь возникает вопрос: какую именно? По закону, указывать в условиях закупок конкретную торговую марку нельзя, так как это будет расцениваться как подыгрывание конкретному поставщику. Однако «заинтересованные» лица могут выписать условия так, что ни один иной конкурент не будет соответствовать требованиям», - отмечает Нефьодов.
3. Квалификационные требования к участникам закупки. Как отмечает замминистра, здесь существует достаточно широкое поле для креатива: «заинтересованные» пытаются придумать что-нибудь такое, что есть исключительно у поставщика, которому нечестный закупщик желает отдать победу.
4. Сам тендер. Как отмечает Нефьодов на этой стадии в «бумажных» закупках было большое поле для злоупотреблений. «Заинтересованный» закупщик имел множество формальных причин для отказа в регистрации «чужому» поставщику. «У этого участника документы не приму, так как у него на 251-й странице не четкая печать», - приводит он пример.
5. Заключения договора. Как отмечает автор, заинтересованные лица могли много чего «подкрутить» при помощи дополнительных соглашений – «своему» поставщику увеличить цену, уменьшить количество, заложить еще какие-то дополнительные «бонусы».
6. Манипулирования оплатой. На этом этапе, как отмечает автор, «горе-заказчики» тоже ведут себя, как заблагорассудится. И, естественно, в свою пользу. Кому-то говорят, что заплатят только через три месяца, а избранному поставщику - на следующий день.
7. Принятие товара. К большому сожалению, пишет автор, как бы честно и прозрачно не проводились закупки, поставщик-мошенник может ничего не поставить, а закупщик-мошенник - подписать акт, что он товар принял, а потом этот товар «съели мыши». Однако это уже является уголовным преступлением.
Нефьодов отмечает, что в средствах массовой информации появляется много сообщений, как недобропорядочные чиновники совершили закупки по цене в три раза выше рыночной у своего брата, кума, свата и так далее. И это лишь то, что сумели найти журналисты и борцы с коррупцией. На самом же деле, подчеркивает автор, такого рода злоупотреблений в разы больше.
Появление каких нарушений предотвращает система ProZorro?
1. Наиболее распространены махинации уже во время проведения тендера. Как противодействие может выступать открытый аукцион из постквалификацией. Анонимность заявок не дает возможности злоумышленникам отсеивать неугодных поставщиков или провести «угодных» - закупщик до завершения тендера не знает названий компаний-участниц (там просто указывается «участник 1, 2, 3..»). Так участие в тендере может принять любой добропорядочный поставщик, усиливается конкуренция, позволяющая получить наилучшие условия.
2. Система требует, чтобы сразу был загружен договор. Теперь можно отслеживать попытки мошенничества. В перспективе планируется переход на заключение договоров в электронном виде, используя цифровую подпись.
3. Что касается проблемы с оплатой, то сама по себе система госзакупок не сможет ее решить. Однако здесь становится полезным интеграция с казначейской системой E-data, что даст возможность отслеживать состояние оплаты и выявлять нарушителей платежной дисциплины.
4. В электронной системе легче и проще обжаловать тендерную документацию. Помимо этого, разрабатывается база типовых спецификаций (шаблонов).
5. Что касается планирования закупок и поставки товара, то тут система может помочь пока лишь информационно.
Нефьодов отмечает, что в настоящее время система ProZorro готовится к развертыванию по всему государству. Полный переход всех государственных закупок в электронную форму начинается с 1 апреля нынешнего года.
На протяжении этого года, как отмечает замминистра, ожидаемая экономия составит не менее 5 миллиардов гривен. А в следующем году благодаря электронным закупкам можно будет сэкономить порядка пятидесяти миллиардов гривен. Это практически столько, сколько составляет бюджет украинских Вооруженных cил.
Автор: Екатерина Кравец