Так называемый Минский процесс неминуемо ждет обновление, потому что уже до конца текущего месяца в Украине должны проголосовать изменения в Конституцию, от которых зависит судьба временно оккупированных территорий на востоке. Независимо от того, какими окажутся результаты голосования, у украинской стороны должны быть четко проработаны варианты развития событий. «По мнению заместителя главного редактора ZN.UA Сергея Рахманина, пока о четких планах украинских властей ничего не известно», - передает издание «Биржевой лидер».
На конец января запланировано голосование по внесению изменений в Конституцию, которые предусматривают особенности местного самоуправления для «отдельных районов Донецкой и Луганской областей». Независимо от того, поддержат ли парламентарии эти изменения, «Минск» в существующем варианте себя исчерпает. Если такие «особенности» будут закреплены на конституционном уровне, что хотя и маловероятно, но вполне возможно, Украина окажется в условиях наиболее скверного развития событий. Для минимизации всевозможных проблем необходимо проработать очень детальный план. Но и в случае срыва голосования будет необходима новая конструкция переговорного процесса по урегулированию конфликта на Донбассе, потому что основы прежних договоренностей рухнут.
Новая повестка дня должна родиться в тесной связи Совбеза, Администрации президента, Кабмина, военных и дипломатов. Необходимо утвердить границы возможных компромиссов и четкую формулировку позиции Украины. Источники ZN.UA говорят, что необходимые 300 голосов в Раде для голосования изменений Порошенко сможет найти. Уже сейчас голоса БПП, «Народного фронта», «Воли народа», «Оппоблока», крыла «Видродження» Хомутынника, части внефракционных депутатов достигают 290. В «Самопомочи» и «Радикальной партии» голосовать в пользу «особого статуса» не готовы, но есть резерв в лице «Батькивщины», с которой якобы уже серьезно работают. Насколько это правда, станет понятно уже в ближайшие дни.
Как известно, соглашение, которое теперь принято называть «Минском-2», было подписано 12 февраля прошлого года после переговоров лидеров стран «нормандской четверки» - Меркель, Олланда, Порошенко и Путина. Свои подписи под документом оставили представители Украины, России, ОБСЕ и лидеры самопровозглашенных республик Донбасса. Ключевыми пунктами соглашения стали: прекращение огня, отвод вооруженных формирований от линии соприкосновения для создания буферной зоны, отвод тяжелых вооружений, беспрепятственная работа наблюдательной миссии ОБСЕ, амнистия боевикам, вывод военных формирований иностранных государств (читай - России), а также иностранцев, принимавших участие в боевых действиях на стороне сепаратистов. Также утверждалось, что украинские власти должны на законодательном уровне закрепить реформу по децентрализации власти в стране с учетом особенностей самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, внести поправки в законодательство по выборам.
Изначально все эти договоренности должны были выполняться до конца 2015 года. Однако на практике их выполнение продвигалось с трудом, и практически ничего не было завершено в полном объеме. Принципиальной проблемой при этом остается проведение местных выборов на временно оккупированных территориях. Украина настаивает на том, что не может допустить такие выборы не по украинскому законодательству и без обеспечения должных мер безопасности. Все это возможно лишь при полном контроле над восточной границей государства. В России настаивают на том, что контроль над границей Украина сможет получить только после принятия изменений в законодательство, амнистии для боевиков и проведения местных выборов. В результате в конце прошлого года лидеры «нормандской четверки» договорились о продлении термина действия Минска-2 до конца 2016 года.
Недавно президент Порошенко отметил, что не настроен более подписывать с Путиным никаких других Минских соглашений. Между тем украинский президент все ближе подходит к опасному сроку, когда от него потребуется сделать выбор относительно его позиции по Донбассу. Год назад, когда шли переговоры, предварявшие подписание Минска-2, Порошенко оказался в сложной ситуации. Обострились бои за Донецкий аэропорт и Дебальцево, существовала вероятность широкомасштабного вторжения российских войск, и он был вынужден согласиться на подписание «вторых» Минских договоренностей. Многие называли их неудачными для Украины, но это, по крайней мере, позволило потушить огонь боевых действий.
Затем же неопределенность в очередности выполнения пунктов Минска-2 стала все больше играть на руку как раз Порошенко. В России все более очевидным становился экономический кризис, а нефть не только не восстанавливалась в цене, а еще более подешевела. Это серьезнейшим образом сдерживало политику Кремля, который, впрочем, все равно не желал сдавать свои позиции на Донбассе. Теперь же, с приближением голосования в парламенте по конституционным изменениям, преимущества украинской стороны стали таять. Продвигаться в этом направлении требует от Киева не только Москва, но и Берлин. Однако Порошенко предстоит еще придумать, каким образом можно подать украинскому обществу изменения о статусе отдельных территорий Донбасса, ведь дальнейшее возвращение после этого украинской власти на оккупированные земли все равно будет выглядеть очень сомнительным.
«Минск» неминуемо ждет новая форма переговоров - эксперт
Автор: Денис Мягкий
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.