Главной задачей для представителей нынешних украинских властей является подготовка страны к мирной и неконфликтной передаче властных полномочий новому поколению украинских граждан, считает учёный-экономист Александр Пасхавер. Об этом он поделился мнением с «Новое Время», передает издание «Биржевой лидер».
В ходе своего выступления на ежегодной пресс-конференции украинский президент Порошенко говорил о стартовавших в 2015 году реформах в самых разных сферах, но признал, что эти реформы еще «не дали результаты». Говоря о причинах, он назвал негативное влияние военных действий, которые сдерживают развитие страны, и «экономическую агрессию», проявляемую против Украины.
Как отмечает Пасхавер, сложно не согласиться с тем, что война никогда не приводит к чему-то положительному, однако вялые темпы преобразования страны имеют и другие причины. К ним ученый относит технологический аспект - реформы не могут дать результат в том же году, когда их запустили. То есть задуманное стало воплощаться в 2015 году с принятием всего комплекса необходимых законов, а оценивать первые результаты от внедряемой реформы нужно в следующем году. Это в частности относится к инициативе украинской власти в отношении дерегуляции, прозрачности данных о собственности и многом другом, что действительно должно облегчить существование предпринимателей.
С другой стороны, важно, что целый ряд реформ все еще совсем не внедрен и это, безусловно, безобразие. Реформам не хватает решительности. Это касается, например, обновления судейского корпуса. На своей пресс-конференции Порошенко отметил, что тотальной смене украинских судей воспрепятствовала Венецианская комиссия, хотя, кажется, что в этом случае лучше было бы пойти по радикальному пути. Европейцы показали себя также противниками радикальной дерегуляции и ряда других революционных подходов к внедрению реформ.
Пасхавер указывает, что, судя по тем документам, которые ему довелось видеть, Евросоюз склонен считать, что необходимо работать над улучшением, а не уничтожением регуляции или тотальным увольнением судей. Дескать, вначале лучше проверить их на профессионализм, хотя в данном случае не маловажно было бы оценить их соответствие ценностям участников Евромайдана. То есть, справедливо было бы считать, что Евросоюз мешает стать украинцам радикальными. Такое впечатление, что в Европе рассматривают Украину с той же меркой, как и другие посткоммунистические страны, но из Центральной Европы, как, например, Польшу. То есть представление у них такое, что нужно улучшить украинское законодательство, а не менять его радикально. Но у Польши не было украинских проблем, она просто вернулась в Европу, а Украине нужно пройти долгий путь. В таком случае не возможно действовать столь же умеренно, как это было в странах бывшего коммунистического блока. Безусловно, следует согласовывать свои действия с международными донорами, считает эксперт, но это не означает, что Украина не может действовать более решительно, компромисс всегда возможен. Тем более партнеры больше торопят украинцев, чем тормозят.
Люди не потерпят в Украине никакого диктата.
Главной же причиной медленного процесса преобразования Украины является не позиция европейцев, а то, что у власти оказались умеренные либералы из старой политической волны. С революционным слоем общества они имеют похожее понимание пути развития страны, но у них также есть прошлый опыт, и они не склонны к решительности, и часто бывают непоследовательными. Это сказывается на темпе реформ. Революционный слой общества еще не пришел к власти, просто потому, что он еще не созрел. Его представители слишком молоды. Во времена Оранжевой революции 2004 года они были старшеклассниками и студентами в возрасте условно 15-25 лет. Теперь, через десять лет, им по 25-35 лет. Объективно они могут прийти к власти еще через десятилетие.
Нынешняя власть, как убежден ученый, должна выполнить задачу по подготовке страны к мирной и неконфликтной передаче властных полномочий новому поколению украинцев. В радикальной среде пока нет выдающихся политиков и политических структур. Пока что сложился, как представляется, очень позитивный союз умеренных старых элит и радикалов. Объективные обстоятельства не слишком убеждают население, оно готово утопить всех умеренных за их прошлое и за нерешительность. Но мало кого интересует альтернатива – просто то, что есть, не нравится и все. Это сложившаяся украинская традиция - менять тех, кто не нравится, не думая над дальнейшим.
Однако следовало бы помнить, как напоминает Пасхавер, что революционные силы с учетом молодости и неопытности приносят большие беды. Стоит только вспомнить хотя бы комиссаров 1918-1919 года. Революционеры - это не настоящее страны, но ее будущее. Поэтому на сегодня и происходит непоследовательное и во многом нерешительное движение вперед. Как признает ученый, он для себя внутренне исключил путь, пройденный ранее диктатором-героем, резко меняющим страну – такими, как стали в Сингапуре Ли Куан Ю и Саакашвили в Грузии. По его мнению, этот путь для Украины не характерен. Украинцы не потерпят не только диктатора с отрицательными чертами, но и никакого диктатора, уверен эксперт.