Министерство обороны Украины и Генеральный штаб обсуждают необходимость проведения очередной (седьмой) волны мобилизации. Она необходима, чтобы заменить сорок тысяч военнообязанных, которые были призваны год назад во время 4-й волны мобилизации. На минувшей неделе источник в Минобороны сообщил журналистам, что решение относительно проведения 7-й волны практически принято. Позже эту информации подтвердил и Генштаб. Но 21 января Степан Полторак, министр обороны, и представители Генерального штаба заявили, что окончательное решение по вопросу мобилизации еще не принято и зависит от того, сколько получится привлечь на службу контрактников.
Координатор группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук в интервью изданию «Апостроф» отметил, что недавнее увеличение денежного содержания позволяет надеяться, что службой по контракту начнут больше интересоваться. «Мобилизация имеет как плюсы, так и минусы. Сейчас невозможно спрогнозировать как будет складываться ситуация на Донбассе. Если допустить, что военные действия закончились, а мы уже набрали порядка 250 тысяч контрактников, при этом обучили их, платили им деньги и что с ними дальше делать. Разрывать контракт? Тогда Минобороны рискует получить штрафные санкции за это. Поэтому все же имеет место логика, чтобы набирать людей, которых можно в любое время демобилизовать, чтобы привести нашу армию к штатам мирного времени. Помимо этого, нам нужен мобилизационный резерв. И если завтра будет полномасштабная агрессия, то нам понадобятся люди, которые понимают и знают, что являет собой военная служба, которые владеют навыками ведения военных действий», - поясняет Тымчук.
Согласно его мнению, самой удачной была 3-я волна мобилизации. Он отмечает, что во время 1-й и 2-й волн было очень много добровольцев, однако работа военкоматов была настолько неэффективной, что они не смогли использовать этот потенциал». «Уже к 3-й волне военкоматы начали работать более эффективно, и прим это энтузиазм наших граждан еще не начал убывать. К большому сожалению, в ходе дальнейших событий доверие населения к военному командованию начало значительно уменьшаться. Первым таким потрясением оказался Иловайск, потом - Дебальцево. И проблема здесь не только в социальных сетях, рассказывающих о босых и голых солдатах, сидящих в залитых водой окопах. Также многое рассказывают и люди, которые прошли первые 3 волны мобилизации. Так, число желающих служить, значительно поубавилось. На данный момент я вижу крайне мало людей, желающих быть призванными. По моему мнению, это недостаток, в первую очередь, информационной политики. Если на улице остановить 10 человек и спросить, что включает соцпакет мобилизованного, то если хотя бы один ответит будет очень хорошо», - подчеркивает координатор ИС. Подобную информацию, отмечает он, должно предоставлять Министерство информполитики.
Также Тымчук сказал, что подобрать качественный контингент крайне сложно. Прежняя зарплата в размере 2400 гривен, поясняет Тымчук, совершенно не привлекала тех, кто мог бы реализоваться на гражданке за гораздо большие деньги. «Однако, на мой взгляд, если зарплата будет не менее семи тысяч гривен, тогда появится возможность из кого-то выбирать», - отмечает Тымчук.
Согласно его мнению, после того, как люди узнают об увеличении заработной платы, будет намного больше желающих пойти на контрактную службу. «В этом можно даже не сомневаться. И вот тогда уже можно будет ввести более высокие критерии отбора, чтобы укомплектовать должности контрактников. К слову, у Минобороны сейчас очень грамотный подход. Увеличение денежного содержания идет не за счет повышения оклада, а за счет разных надбавок, которые командир части в случае нарушения солдатом воинской дисциплины может снять. К примеру, если военнослужащий будет понимать, что из-за пьянства он может получить вдвое меньше денег, то прежде чем это делать он очень хорошо подумает», - поясняет Тымчук.
Минск-2 не работает.
Согласно мнению Тымчука, Минск-2 не работает. «Самая главная проблема минских соглашений заключается в отсутствии всякой ответственности за их срыв. Поэтому они не действуют. Необходимо учесть, какие были ошибки, и пытаться не наступить еще раз на те же грабли. Нужно составлять новые соглашения, где должна быть твердо прописана ответственность конфликтующих сторон. То есть должен быть прописан ряд условий, которые будет неприемлемыми и для российской стороны, и для украинской. К примеру, для Российской Федерации это может быть серьезное ужесточение санкций - а именно отключение от международной банковской системы.
После этого нужно прописать, на протяжении какого времени должен быть выполнен каждый их пунктов. И если по истечению срока пункт не выполняется, начинают действовать санкции. Вообще, если внимательно прочитать текст Минских договоренностей, становится понятно, что они полностью составлены в интересах РФ. Заставить россиян переписать эти договоренности так, чтобы они соответствовали интересам Украины, будет крайне сложно. Однако, на мой взгляд, под давлением Запада Кремль пошел бы на это. Иного выхода у них не будет», - отмечает Тымчук.
Возвращаясь к теме мобилизации, он подчеркнул, что нужно информировать, рассказывать, доносить информацию о соцгарантиях для мобилизованных.
Автор: Екатерина Кравец