На старте вооруженного противостояния на Донбассе значение волонтерского движения для украинской армии переоценить трудно. На сегодняшний день добровольные помощники армии переходят на иной уровень общественной деятельности. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «ЛІГА.net».
Возрождение и даже выживание украинской армии около 2 лет назад без участия волонтеров было бы невозможным. Помощники армии находились в самых сложных районах не реже, чем сами военные. Волонтеры обеспечивали армию, помогали с эвакуацией раненых, иногда гибли сами. Сейчас все больше волонтеров объявляют о прекращении деятельности и намерении переложить задачу обеспечения силовиков на государство.
Общественное движение по поддержке армии возникло стихийно, еще на старте вооруженного конфликта в восточном регионе страны. Сразу же стало понятно, что обеспечить всем необходимым бойцов в оперативном порядке Минобороны не в состоянии. Мобилизованные бойцы не имели самых элементарных предметов одежды и средств защиты, о современном вооружении тогда речь даже не шла. В мечтах и близко не фигурировало обеспечение по стандартам НАТО.
В начале событий, когда государство только запускало неповоротливый и заржавевший механизм обеспечения, бойцы нуждались практически во всем. Тогда ситуацию взяли под свой контроль волонтеры, которые добирались даже до самых горячих участков фронта и привозили бойцам все самое необходимое – от белья и до тепловизоров и бронированных автомобилей.
Комментируя этот период времени, Роман Синицын, один из основателей проекта «Народный тыл», рассказывает, что бойцы нуждались практически во всем, волонтеры обеспечивали их и продуктами питания, и беспилотниками. Синицын сообщает, что на фронт проектом было отправлено около 120 автомобилей, из них десяток – реанимобили с полной комплектацией. Ночные прицелы и тепловизоры проектом закуплены для фронта в количестве от 300 до 400, индивидуальных аптечек куплено не менее 12 тысяч.
За время конфликта в Украине появилось более 10 крупных волонтерских центров. Самым известным из них является проект «Народный тыл», основанный нынешним губернатором Луганской области Георгием Тукой. На данное время, по утверждению основателя фонда «Крылья Феникса» и советника президента Юрия Бирюкова, в Минобороны работает около сотни бывших волонтеров, которые сейчас занимаются контролем над тендерами, реформированием системы обеспечения. Общая сумма помощи армии со стороны волонтеров оценивается сотнями миллионов собранных гривен.
Один из основателей проекта «Армия SOS» Юрий Касьянов рассказывает, что в условиях затяжной войны помощь волонтеров и добровольцев привлекается повсеместно. Нельзя считать активное волонтерское движение в Украине явлением уникальным. Особенностью украинской ситуации является только то, что на начальном этапе боевых действий государственная логистика и снабжение были настолько слабыми, что большую часть обязанностей приходилось выполнять волонтерам. В отношении помощи армии волонтерские организации выполняли функции проводников общества.
Ситуация изменилась в лучшую сторону.
Роман Синицын отмечает, что в настоящее время все проблемы с обеспечением армии успешно закрыты. С помощью волонтеров и международного сообщества оборонное ведомство решило вопросы обеспечения военнослужащих всем необходимым. Сложной, по словам Синицына, ситуация была с тепловизорами. В итоге все приборы этого типа являются или волонтерской помощью, или присланы из-за границы в рамках гуманитарного груза, или приобретены непосредственно бойцами.
По сравнению с 2014 годом существенно улучшился материальный уровень армии и в плане вещевого обеспечения, и в оборудовании. Синицын констатирует, что он больше не видит необходимости в волонтерской деятельности, поскольку потребности в ней больше нет. Фиксируется также снижение мотивированности волонтеров и разочарование алкоголизмом на передовой, с чем армейское руководство планирует в ближайшее время бороться. Состояние «гибридного перемирия» негативно влияет как на боевой дух бойцов, так и на энтузиазм волонтеров.
Волонтеры уверены, что их общественное движение должно пройти через трансформацию с распределением функций. При этом волонтеры не должны выполнять задачи Минобороны. Сейчас волонтерское движение переходит на другой этап, поскольку помощь армии выражается не только в поездках на Донбасс и сборе средств. В то же время есть сферы, где государственный аппарат достаточно эффективным быть не может.
Юрий Касьянов уверен, что государству не под силу достаточно эффективно работать в сфере помощи раненым и инвалидам, поскольку в бюджете соответствующие средства просто не предусмотрены. Кроме того, есть технические вещи, которыми государство заниматься не может. К примеру, разрабатываются волонтерами уникальные системы связи, управления войсками, которые государственными инженерами если и разрабатывались бы, то явно не скоро.
Процесс трансформации волонтерского движения подтверждает и Роман Синицын. Если раньше волонтерство ограничивалось сбором средств, приобретением необходимых вещей и доставкой их в зону АТО, то сейчас речь идет о реализации более сложных процессов. Волонтеры целенаправленно занимаются созданием для армии сложных технических комплексов, программного обеспечения для артиллерии. Находят волонтеры применение в разработке программ реабилитации бойцов АТО – физической и психологической. Сам Синицын из волонтеров стал гражданским активистом, он принимает участие в процессе переаттестации милиционеров.