Украина, имея 6 нефтеперерабатывающих заводов, по-прежнему на 85 процентов зависит от импорта нефтепродуктов, несмотря на существенно упавшие цены на нефть и избыток предложения сырья на рынке. Более детально о том, почему, несмотря на низкие цены на нефть, украинские НПЗ так и не могут возродиться, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Сергей Куюн, возглавляющий КГ "А-95", объяснил в интервью изданию "Форбс", почему украинская нефтеперерабатывающая отрасль так и не может запуститься, даже несмотря на существенно просевшие цены на сырье. Существует отраслевая истина, согласно которой, при высоких ценах на "черное золото" зарабатывают нефтедобытчики, при низких – нефтепереработчики. Наглядным примером здесь является литовский нефтеперерабатывающий завод, расположенный в Мажейкяе – в прошлом году польский концерн "Орлен", владеющий данным предприятием, сумел получить прибыль едва ли не впервые момента покупки НПЗ, ежеквартально при этом радуя акционеров отчетами с рекордными финансовыми показателями.
Стоимость нефтепродуктов, отметил эксперт, определяется реальным спросом, и в настоящее время он достаточно стабильный, а вместе с ним достаточно стабильной является и цена. Нефть же является биржевым товаром, и он сильно подвержен спекулятивным факторам – именно поэтому нефтяные котировки попросту рухнули. Сегодня видно, как закрывают множество проектов, многие игроки в той или иной форме выходят "из нефти", еще более усугубляя ситуацию, сложившуюся на нефтяном рынке.
Впрочем, если нынешние времена стали настоящим праздником маржи для мировой нефтеперерабатывающей отрасли, то к украинской нефтепереработке это не относится, поскольку она уже давно была исключена из глобальной системы. Ранее украинская нефтеперерабатывающая отрасль была просто разменной монетой в руках различных бизнес-групп, и в настоящее время она, по сути, доживает свои последние дни.
5 из 6 украинских нефтеперерабатывающих заводов не имеют никаких шансов на реанимацию – Куюн.
На территории страны есть 6 нефтеперерабатывающих заводов, а также 1 газоперерабатывающий завод, принадлежащий государственной компании "Укргаздобыча". Из этих 6 в настоящее время простаивают 5 НПЗ, причем данные предприятия не имеют никаких шансов на реанимацию. Херсонский, Дрогобычский и Надворянский НПЗ даже не стоит рассматривать – предприятия были остановлены еще в 2005-2007 годах, и уже тогда ни качество выпускаемой ими продукции, ни их экономическая эффективность уже не соответствовали минимальным требованиям времени. Сегодня можно всерьез рассматривать вариант со строительством на месте этих предприятий новых нефтеперерабатывающих заводов, но его реализация представляется маловероятной, ведь для того, чтобы построить одно такое предприятие, необходимо вложить, как минимум, 1 миллиард долларов.
Сказанное выше касается также и Одесского НПЗ – отличие в данном случае только в том, что этот завод остановили относительно недавно, в начале позапрошлого года, а в прессу периодически попадает информация о его возможном скором запуске. Но если профессионально проанализировать положение дел, то можно увидеть – никаких перспектив здесь тоже нет. Этот нефтеперерабатывающий завод всегда был наименее эффективным среди всех отечественных НПЗ – выход светлых нефтепродуктов там был ниже 50 процентов, тогда как на всех современных предприятиях данный показатель составляет не менее 75 процентов, то есть, они эффективнее в 1,5 раза. Ранее экс-владелец Одесского НПЗ, компания ЛУКОЙЛ, частично нивелировала такую неэффективность, отправляя неликвиды на свои НПЗ в Румынии и Болгарии для углубленной переработки, однако в настоящее время данная схема уже не работает.
Помимо этого, есть еще одна проблема – отсутствие сырья, необходимого для работы предприятия. В нынешних условиях поставки нефти из Российской Федерации выглядят неправдоподобно (мягко говоря), а доставлять сырую нефть по морю невыгодно из-за дороговизны таких поставок. На первый взгляд, есть очень простой выход – модернизация, однако и здесь нет никаких перспектив: завод, с одной стороны, арестован украинскими властями в рамках расследуемого министерством внутренних дел уголовного производства, с другой – НПЗ находится в залоге у российского ВТБ. Банк, судя по всему, был бы не против его продать, но найти покупателя на столь слабый во всех отношениях актив очень непросто.
Появились слухи, что Одесский НПЗ может быть национализирован, но не стоит забывать, что сегодня у государства нет средств даже на самое необходимое, не говоря уже о деньгах для финансирования нефтепереработки. Для того чтобы поставить точку в "одесской теме", стоит отметить, что в современной нефтеперерабатывающей индустрии НПЗ мощностью менее 2,5 миллиона тонн даже не рассматриваются, поскольку они не имеют никаких шансов в конкурентной борьбе со своими более мощными конкурентами, как внешними, так и внутренними. Последняя надежда на сохранение в Украине собственной нефтепереработки находится в руках у группы "Приват", контролирующей Кременчугский НПЗ. Но сегодня нет уверенности даже в будущем самой группы, и она готова свернуть весь свой бизнес в любую минуту: значит, ни о каких инвестициях сегодня там речь не идет.