В конце прошлого года президент Порошенко сделал важный шаг - попросил прощения за преступления, которые украинцы совершили в годы Холокоста. Историк и публицист Ярослав Грицак считает, что это знак серьезности европейских амбиций страны. С его мнением знакомит издание «Биржевой лидер».
Во время своего визита в Израиль в конце прошлого года президент Порошенко выступил в Кнессете, и там произошло, как отмечает автор, первое за последнее время событие, которое позволяет гордиться украинским лидером. Он попросил прощения за содеянные украинцами преступления в годы Холокоста. Президент не первый из украинских политиков, кто сделал это. Еще осенью 1991 года аналогичные извинения принес Леонид Кравчук, принимая участие в киевских мероприятиях, посвященных 50-й годовщине Бабьего Яра. Правда, тогда Кравчук был спикером Рады, а не президентом, а украинская независимость еще не была признана.
«Однако важно другое, - отмечает Грицак, - важны не только слова, но и то, что извинения принес глава новой Украины, после Майдана». Это подтверждает готовность страны расстаться с домайданным прошлым. В этой связи вспоминается, что в 2007 году в Кнессете выступал Ющенко, тоже став президентом постмайданной Украины, но ничего в его выступлении не было об извинениях. В этой связи автор подчеркивает, что речь в данном случае идет не о моральной стороне или исторической справедливости. Прежде всего важно подтверждение серьезности европейских амбиций Украины. Конструкция Европы в период после Второй мировой войны построена на преодолении позорного прошлого. Центральное место в этом процессе занимает Холокост. Это не только было одним из наиболее трагических событий, но также важно потому, что евреи были единым всеевропейским народом. Они проживали в разных европейских странах, и их уничтожение можно считать уничтожением любого европейского народа. Но и любой европейский народ имеет причастность к уничтожению евреев - своих и чужих.
Таким образом, если и можно отыскать в позорном прошлом общий всеевропейский знаменатель, то более убедительного, чем Холокост, не найти. Британский историк Т. Джадт считал, что определение по причастности к Холокосту является билетом на поезд евроинтеграции. Последними на рубеже столетий это сделали Польша и Австрия. Украина, как показалось, планирует проскочить «зайцем» в европейский поезд, однако после выступления Порошенко такое ощущение пропало. Страна взяла ответственность за свое прошлое на себя, и после этого появилась надежда, что так же она отнесется ответственно к своему будущему.
Грицак уточняет, что своим утверждением он не игнорирует факт, что на евреях тоже лежит вина за состояние украинско-еврейских отношений (невиновных народов не бывает), а также состояние украинского антисемитизма, пусть его уровень ниже греческого или польского, но все равно высокого по европейским меркам. Тем более что для Украины важно «подпереть» европейскую историческую память еще одним столпом — всем, что связано с ГУЛАГом, включая голодомор. Однако это все не должно помешать обзору общей картины - в еврейско-украинские отношения явилось основополагающее изменение. «Еще пару лет назад, - отмечает автор, - в Иерусалиме обсуждали книгу украинца Й. Петровского-Штерна о евреях, которые сделали украинский выбор в ХХ веке». Большинство тогда высказалось, что не существует такой группы евреев - только отдельные примеры.
Как напоминает Грицак, в своем произведении «Перекрестные тропы» от 1900 года Иван Франко вложил в уста одного из героев, еврея Вагнера, слова о несправедливости, когда «в Германии евреи - немцы, но и в Чехии они почему-то тоже немцы. В Венгрии евреи - мадьяры, в Галичине - поляки, но в Варшаве и Киеве они москали. Отчего-то жиды с нациями слабыми и угнетенными не ассимилируются. Нет жидов-словаков, нет жидов-русинов». Со своей стороны, выходец из украинско-еврейской семьи историк И. Лысяк-Рудницкий предложил эти слова сделать отправной точкой в дискуссии, которая жизненно важна для обеих наций. Необходимость в такой дискуссии после Евромайдана и АТО отпала. Как видно, евреи в российско-украинской войне идентифицируют себя с интересами Украины. И так не только в Киеве, Одессе и Днепропетровске, но даже и в Израиле. Как уверяет автор, его тамошние друзья рассказали, что появившегося в их поселении русского еврея с георгиевской ленточкой быстро заставили ее снять.
«Точкой невозврата можно считать идентификацию евреев с коренной нацией», - уверен Грицак. После этого можно говорить уверенно, что нация сформировалась. Украина еще останется разделенной политическими вопросами, вопросами языка и истории, как, к слову, и Израиль. Но это будет единая украинская нация, сплоченно стоящая перед лицом общей угрозы. В связи с чем для украинской элиты главное не построить нацию, а провести ее модернизацию в условиях войны, как это пришлось сделать Израилю. Выступление президента Порошенко в Кнессете, безусловно, не позволит ему поправить невысокий рейтинг. Но разница между политиком и государственным мужем в том, что первый заботится о рейтинге, а второй поступает так, как считает нужным. Резюмируя, Грицак готов дать совет консультантам президента и предложить следующим шагом обеднеть главе государства, чтобы преодолевать вместе с неудобным прошлым нации и собственное неудобство. Это стало бы достойным лидера нации вызовом, а не просто политика.
Историк: Прощение президента говорит о серьезности амбиций Украины
Автор: Денис Мягкий
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.