Украинский Конституционный суд 29 января этого года начал рассматривать официальное обращение нардепов президентской политфракции ВРУ. Они попросили разъяснить процедуру по принятию изменений в Основной закон для того, чтобы обосновать саму возможность по переносу окончательного голосования в ВРУ по конституционным поправкам о дальнейшем статусе Донбасса. Недавно вновь ребром встал один из основных вопросов на пути выполнения Минских соглашений — должны ли выборы на оккупированном Востоке состояться после того, как оттуда Россия выведет все свои войска, или до этого.
Украинские эксперты при этом обращают внимание на сделанное в Минске ультимативное заявление полпреда РФ Б. Грызлова о том, что Донбасс непременно должен законодательно в итоге получить особый статус, всецело закрепленный в Конституции страны не на временной, а исключительно на постоянной основе. К тому же по формуле, ранее предложенной главой МИД ФРГ Ф.-В. Штайнмайером. Сам временный характер данного статуса — 3 года — предусматривается «замороженным» законом ВРУ от 16 сентября 2014 года.
Выполнение Минских соглашений опять откладывается.
По мнению главы Центра прикладных политисследований «Пента» В. Фесенко, новые требования Кремля к Киеву - попытка манипуляции, информируют специалисты издания "Биржевой лидер".
Он объясняет, что когда речь идет о т.н. «формуле Штайнмайера», то в очередной раз со стороны России проявляется крайне подлая и циничная манипуляция. Формула Штайнмайера действовать будет лишь в том случае, если стороны сумеют договориться о характере проведения выборов и это станет компромиссная договоренность. Лишь после этого действовать может формула г-на Штайнмайера. Другой важный момент: формула не имеет официального характера, это только предложение немецкого министра иностранных дел.
В свою очередь, Грызлов попросту выдергивает из позиции Штайнмайера лишь то, что выгодно для России. Это вполне классическое манипулятивное поведение Кремля, Украина же выступает за системное, последовательное выполнение минских договоренностей. Поначалу — прекращение активных военных действий, обмен пленными и заложниками и так дальше по списку. И лишь после этого выполнение непосредственно политической части соглашения, но при непременном условии, что произойдет вывод военных России и украинско-российская госграница возвращается под полноценный контроль Киева.
В. Фесенко уверен, что выполнение упомянутых Минских соглашений по схеме, предложенной Б. Грызловым, вообще нереалистично: «Я так думаю, что дискуссия о том, как и когда можно голосовать во 2-м чтении за конституционные изменения, продолжиться. Что до поправок, которых Россия требует, то пока голосовать просто не за что, ведь нет в Минске прогресса по вопросу модальности самого проведения выборов. Логика такая здесь: поначалу принципиальные политические договоренности по выборам, то есть как они проводиться будут, после этого они непременно отображаются в соответствующем законопроекте и данный законопроект рассматривается в Верховной Раде», -заявляет авторитетный эксперт.
То же самое, уверен он, касается еще и вопроса об амнистии и непосредственно вопроса о том, как и когда вводиться прежний или определенно обновленный закон об особом статусе по местному самоуправлению в Донбассе. Политолог констатирует: предложение Грызлова о том, чтобы официальный особый статус территорий Луганской и соседней Донецкой областей зафиксирован был в тексте Конституции, в разделе о современной территориальном устройстве украинского государства — это нереалистичная идея. Даже более мягкий вариант изменений в основном законе относительно отдельных регионов Луганской и Донецкой областей, который предложен был в нынешнем законопроекте по масштабной децентрализации, не находит нужной поддержки ВРУ. А предложение зафиксировать в Конституции фактически безграничную независимость данных территорий — совершенно неприемлемо, и эта норма не может поддержана быть даже простым большинством парламента.
Эксперт уверен, что и в Минске украинская сторона на это не согласиться. Поэтому эти ультиматумы важно рассматривать как попытки давления и на Киев, и на западных партнеров. Фесенко обращает внимание еще на один важный момент. Что внушает сильное опасение? Это определенно двойная игра РФ в переговорном процессе. Ведь помощник российского президента В. Сурков для В. Нуланд (15 января текущего года в городке Пионерский Калининградской области основной идеолог Кремля Сурков обсуждал вопрос Донбасса с помощником американского госсекретаря по делам Европы В. Нуланд) и по своим каналам для Штатов, ФРГ и Франции обнародовал данное компромиссное предложение и настоящую готовность к большим другим компромиссам, но в Киеве Грызлов (12 января представитель РФ в Трехсторонней контактной группе Грызлов посетил столицу Украины по личному приглашению господина Порошенко) говорил совершенно другое.
Если в Киеве все тот же Грызлов соглашался на участие украинских политпартий в выборах в Донбассе и на целый ряд иных уступок по модальности выборов, то в Минске по этому вопросу никаких уступок.