Пока жизни украинского премьер-министра ничего не угрожает. Однако появление в составе украинского правительства людей, которые способны отстаивать собственную правоту, а не играть роль статистов в театре одного актера, приведет к взрывному эффекту. Об этом говорится в материале, опубликованном «Деловой столицей».
Как сообщает издание, сегодня в СМИ всплывают возможные кандидаты в министры – Андриа Урушадзе, Борис Тодуров, Павел Рябикин и другие имена. Кулуарность переговоров относительно переформатирования коалиции приводит не к появлению экспертных дискуссий об эффективности называемых имен, а к черному пиару, который уже начали изливать на головы некоторых персон. К сожалению, политический класс Украины так и не смог усвоить простое правило: «терки» в верхах украинская общество воспринимает как обычное шулерство. Однако проблема заключается в том, что ни одна из сторон, участвующая в переговорах не хочет объяснять гражданам главную причину кулуарности: команда президента делает попытки укрепления своего влияния на решения Кабинета министров, а нынешний премьер старается отфильтровывать те кандидатуры, которые вызывают у него опасения.
Реальные фигуры на суд общественности будут выставлены только тогда, когда будут достигнуты договоренности. И здесь либо Арсений Яценюк добьется своего, в результате чего переформатирование сведется к механической смене Васи на Колей, или же ему все-таки подложат «бомбу» – одного или двух министров, которые начнут себе позволять дискуссии с премьер-министром.
Сегодняшним составом правительства Яценюк может быть доволен. Конечно, у него нет единой команды и имеются претензии к некоторым подчиненным, однако заседания правительства в большей части случаев приобретают вид театра одного актера — премьера. Иногда разве Демчишин выскажет в СМИ свое мнение, однако не прямо в лицо шефу он этого не делает. Все другие члены Кабмина демонстрируют свою лояльность к Яценюку. Премьер, когда заходит разговор об ответственности Кабмина, тут же вспоминает, что он – коалиционный, однако, если судить по впечатлению, которое производит заседание правительства, и по сообщениям в СМИ после них, все выглядит приблизительно следующим образом: Яценюк сказал, все поддержали и заседание закончилось.
Это связано с удивительной харизмой Яценюка, а с по вполне конъюнктурными причинами. Так, в последнее время членам правительства приходиться консолидироваться, испытывая на себе давление возможной отставки. Здесь можно вспомнить поддержанное всеми министрами обращение Натальи Яресько, возглавляющей Минфин, которая призвала не раскалывать правительство, обвиняя его в коррупции. Некоторые члены Кабмина прекрасно понимают, что при переформатировании их могут «зашибить», поэтому незачем пилить тот сук, на котором сидишь.
Каждый раз, когда Яценюк будет чувствовать, что ему пытаются навязать сильного оппонента, переговоры будут заходить в тупик.
Более того, вступать в дискуссии с премьером можно в двух случаях: или если имеешь мощную персональную поддержку среди общественности, или когда поддерживает партия, которая выдвинула тебя в состав правительства. Ни один министр не может похвастаться первым. В отношении партийной поддержки следует отметит, что вряд ли министры-варяги могут на нее рассчитывать, как, впрочем и доморощенные члены Кабмина. К примеру, та же «Самопоміч» вспомнила о своей квоте – Алексее Павленко, главе Минагропрода, – только в тот момент, когда было принято решение отозвать его для того, чтобы выразить недоверие к правительству. Помимо этого, Юлия Тимошенко вовсе не признавала, что министр экологии Шевченко, ставший участником громкого скандала, попал в Кабмин по квоте партии «Батькивщина».
Кроме того, для того чтобы дискуссия не сводилась к чему-то вроде «сам дурак», нужно иметь альтернативу предложениям Яценюк или коллег по правительству. Помимо этого, необходимо умение убеждать аргументами, а, если потребуется, умелыми интригами.
Последней причиной является то, что Яценюк смог «повязать порукой» не только Наталью Яресько, защищающую премьера перед МВФ, но и большую часть остальных коллег. Напомним, год назад велись разговоры о том, что глазами и ушами Администрации президента в Кабмине якобы станет Геннадий Зубко, вице-премьер, который, впрочем, не стал ни мастером разжигания дискуссий, ни специалистом по интригам, ни провайдером инициатив Банковой. В действительности сложно говорить о том, что это правительство является коалиционным. По факту – это так, однако фракции имеют достаточно мизерное влияние на своих министров. Причина этого весьма банальна – после отправки своих министров в Кабмин, члены коалиции сделали вид, что Яценюк – за все в ответе, поэтому проблемы их выдвиженцев являются исключительно его проблемами. В результате был утрачен смысл коалиционного правительства: отчетность министров перед своими фракциями и законодательная помощь своим министрам со стороны фракций для повышения эффективности их деятельности.
Сегодня парламент и правительство пришли к точке, когда следует выбирать между двумя вариантами: отставка премьер-министра, развал коалиции и проведение досрочных выборов в ВР, или же переформатирование Кабмина при нынешнем премьере. Арсений Яценюк понимает, что вариант с переформатированием является бомбой под него, поскольку ранее он сам отмечал необходимость смены многих должностных лиц, а когда дошло до этого, премьер пытается получить министров, комфортных для себя. В случае если партнерам по коалиции удастся продавить в Кабмин людей, которые способны не быть статистами в присутствии премьера, деятельность правительства, с одной стороны, будет более интересной, ведь дискуссия – это не всегда плохо и не всегда грозит скандалом. В связи с этим главная задача Яценюка, а также и большей части членов его Кабмина, – продержаться как минимум до осени. Это значит, что переговоры по кандидатурам новых министров будут заходить в тупик всегда, когда Яценюк будет чувствовать, что ему пытаются навязать «бомбу», то есть сильный оппонент.