Украинские военкоматы приготовились к началу седьмой волны мобилизации, и министерство обороны пытается привлечь на службу по контракту тех, кто ранее уже отслужил в зоне АТО, тогда как сами бойцы не торопятся вернуться в армию. Более детально о том, почему бойцы АТО не горят желанием подписывать контракт с Министерством обороны, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Издание "Вести" отмечает, что в Украине военные комиссариаты уже подготовились к старту очередной волны мобилизации, и об этом уже официально говорят в Генеральном штабе, обещая обнародовать все детали в конце марта. С одной стороны, нужно заменить военнослужащих, призванных в начале прошлого года в ходе четвертой волны мобилизации, с другой стороны – ставка сейчас делается на контрактников, и всех, кто уже отслужил, хотя привлечь высокими зарплатами. Министерство обороны уже сейчас занимается активной агитацией, тратя средства оборонного бюджета на рекламу. Теоретически, если ведомству удастся набрать достаточное количество контрактников, то необходимость в проведении мобилизации отпадет, но этой весной, судя по всему, без вручения повесток все же не обойдется.
В текущем году украинским военнослужащим будут платить больше, чем в прошлом – зарплаты контрактников вырастут в 1,5-3 раза, причем уровень денежного довольства будет увеличиваться по мере приближения к фронту. По словам военнослужащего Дмитрия Сильвестрова, в января этого года они получили по 8 тысяч гривен, без надбавки за участие в АТО (еще 4 тысячи) – зарплаты выросли на 60 процентов. Для тех, кто служит в зоне АТО, но не находится на передовой, заработная плата увеличилась на 20 процентов. Одновременно с этим существенно выросли зарплаты военнослужащих, находящихся в тылу - теперь на руки они получают в 2-3 раза больше, чем раньше, от 7 до 10 тысяч гривен.
Впрочем, одновременно с чувством радости, офицеры и солдаты испытывают еще и явную настороженность. Они объясняют, что заработная плата выросла не благодаря увеличению оклада, а из-за огромных надбавок. Вячеслав Назаренко приводит слова своего командира, объяснившего, что премия у военнослужащих составляет 500-600 процентов. Все опасаются таких премий, поскольку их всегда можно лишить, а оплаты за должность, выслугу и звание остались на прежнем уровне.
Стоит отметить, что не так давно Министерство обороны сообщало о заложенных в государственный бюджет 55 миллиардов гривен, предназначенных для финансирования расходов оборонного ведомства – по сравнению с прошлым годом, финансирование МОУ выросло на 16 процентов или на 7,6 миллиарда гривен. Но данные цифры никак не влияют на опасения военнослужащих, поскольку много из того, что было обещано за последние 1,5 года, так и не было выполнено. Соответственно, недоверие остается, и следствием недоверия является относительно невысокое количество желающих подписать с министерством обороны контракт.
Из всех, кто был призван в ходе четвертой волны мобилизации, по контракту продолжить службу готовы 15-25 процентов.
Журналисты издания обзвонили несколько военных частей, чтобы узнать, готовы ли военнослужащие, призванные в ходе четвертой волны мобилизации, перейти на контрактную службу. Везде были получены примерно одинаковые ответы – перейти на контракт готовы от 15 до 25 процентов, остальных армия попросту задолбала.
По словам Вячеслава Поездника, бойца 30-й бригады, 12 тысяч гривен в месяц являются хорошей мотивацией, но здесь есть еще и множество проблем – постоянно приходится что-то выбивать у начальства, просить у волонтеров, или покупать за свои деньги. Накапливается усталость и от других вещей – Вячеслав прекрасно понимает, что на передовую казармы привезти нереально, но жить в блиндажах многие уже устали. При этом в некоторых частях количество желающих перейти на контрактную службу составляет менее 10 процентов.
Теоретически на помощь военкоматам прийти могут ветераны, мобилизованные в ходе первый войн. Как объяснил Вячеслав Якименко, начштаба Харьковского областного ОО "Союз ветеранов АТО", в настоящее время без работы сидят около 20-30 процентов вернувшихся с фронта парней. Многие отслужили, вернулись, но не найдя на гражданке ничего подходящего для себя, сейчас раздумывают о возможном возвращении в армию.
В прочем, на практике ранее отслужившие бойцы не торопятся возвращаться в армию. Недавно появилась информация о том, что Харьковским облвоенкоматом в учебные центры были отправлены контрактники, набранные в текущем году – ветеранов среди них не более 10 процентов. Сами ветераны объясняют, что они планируют возвращаться только лишь в случае острой необходимости, а многие из них попросту не видят себя в армии.
Напомним, что в ходе первых войн мобилизации на фронт пошло огромное количество добровольцев, но и у них сегодня нет большого желания снова возвращаться в армию. Дмитрий Пономаренко, возглавляющий полтавский областной филиал ОО "Общество ветеранов АТО", подчеркнул, что их и тогда не волновал размер денежного пособия, и сейчас данный вопрос не волнует. Пономаренко заявил, что если будет эскалация конфликта, то обязательно пойдет на фронт, а сейчас гораздо больше пользы он приносит как волонтер. Капитан Нацгвардии Владимир Бабченко говорит, что из бойцов "Донбасса" вернуться сейчас в армию готовы немногие, поскольку люди попросту разочаровались. Они видят, что ничего не изменилось, и недоумевают, за что погибали на Донбассе.