Вскоре после того, как министр Минэкономразвития Айварас Абромавичус подал прошение об отставке, он дал интервью «Новому Времени», в котором рассказал, как ему мешали бороться с коррупцией в госкомпаниях и навязывали заместителей. С этим интервью знакомит издание «Биржевой лидер».
После того как Абромавичус назвал среди причин своего ухода давление приближенного к президенту страны И. Кононенко, по его словам, состоялся короткий разговор с главой государства и премьером. Вслед за министром в отставку подали трое его заместителей. На посту министра Абромавичус, в прошлом успешный инвестиционный банкир, проработал с декабря 2014 г., ради этого он получил украинское гражданство, причем литовское ему позволили сохранить. В декабре прошло года в интервью «НВ» министр рассказал, что сотня ведущих госкомпаний страны, подотчетных министерству, выдала по итогам года убыток в 115 млрд. гривен, примерно пятую часть госбюджета. А вчера утром Абромавичус заявил, что близкий к президенту страны И. Кононенко навязывал ему нужных людей на места руководителей в госкомпании, где команда министра пыталась побороть коррупцию.
При этом сам Абромавичус не испытывал иллюзий, что будет иначе, однако, скорее, со стороны тех, кто представляет старые интересы, так называемых «красных директоров» и «регионалов». А вот то, что в госпредприятия полезли новые политики, стало сюрпризом. Но реформы госкомпаний проводить было необходимо, поскольку ясно, что государство - плохой собственник, и от дерибана и политической коррупции может спасти лишь приватизация. Закон о финансировании политических партий из бюджета пришелся как раз кстати, он сразу минимизировал необходимость тянуть из госкомпаний денежные ресурсы на игры с ними на выборах. Кроме того, был введен обязательный аудит с публикацией финотчетности – всего этого раньше просто не было. Так что красть можно было как угодно, и никто это не видел. Также был создан номинационный комитет по отбору руководителей в госкомпании, который столкнулся с сопротивлением со стороны олигархов, которые через суды сбивали разные конкурсы. Шел саботаж назначения руководителей в госкомпании.
Давление шло от линейных министерств. Это было видно по кандидатам, которых подавали. Номинационный комитет, где были иностранцы в составе, голосовал против этих людей. Поэтому в конце года было принято решение, и возможность инициирования конкурса по шестидесяти самым крупным госкомпаниям у линейных министерств забрали и передали Минэкономики. После чего важность должности министра экономики сразу же выросла. К тому же передали министерству в управление НАК «Нафтогаз». Там перед реформой приедет Европейский банк реконструкции и развития, он дал огромный кредит. В EБРР знают, кто и чем здесь занимается. Таким образом, в начале этого года появилось желание этими потоками порулить, возникло сумасшедшее давление, и министр, по его словам, решил в этом не участвовать.
Просить защиты у премьера? С премьер-министром, по словам Абромавичуса, у него деловые отношения, и особого доступа к нему нет, но обсуждал с ним проблемы с руководством «Электротяжмаша» и Объединенной горно-химической компании, где идет торговля через фирмы-прокладки. Было подготовлено представление на увольнение с должности главы ОГХК Р. Журило. Об информации о том, что за «Электротяжмашем» и ОГХК стоит соратник премьера А. Яценюка Н. Мартыненко, министр говорит так: «Я же работаю не в СБУ». Таких материалов нет, но в прессе пишут, что это так. Руководитель «Электротяжмаша» цепляется за кресло через подкуп судов, пытается восстановиться. Если бы его кто-то предупредил из влиятельных людей, то его уже бы и близко там не было.
Говоря в целом о позиции Украины сейчас, Абромавичус напоминает, что недавно уже характеризовал ее как «в двух шагах от прорыва или от провала». Многое из того, куда двинется государство, будет понятно из некоторых следующих правительственных назначений. Если не технократы окажутся нужны, а управленцы, то… Сейчас нужны совсем иные подходы и моральные принципы, но наблюдается кризис ценностей, к сожалению, это видно при взгляде на список людей, которым чужды нормальные моральные ценности. Вот тогда и приходит понимание, что провал все-таки ближе. «Хотя многое уже получилось сделать по банковскому сектору, дерегуляции, госзакупкам, прикрытию коррупционных схем», - говорит Абромавичус.
Все важно называть «своими именами», и министр отмечает, что уже назвал больше, чем кто-либо еще. Кононенко влияет не на все, есть еще Чекита (нардеп БПП - Ред.), он пытается лоббировать своих людей по порошковой металлургии. Использует право народного депутата заходить куда угодно и присутствует на министерских совещаниях, куда его не приглашали, вместо того, чтобы ходить в Раду. Приходит и настоятельно рекомендует старых людей из министерства. У него также есть компания по сертификации, и он пытается ее продвигать. Парламент может провалить голосование по отставке министра или отобрать мандат у Кононенко. Что тогда? По словам Абромавичуса, дело не только в Кононенко, есть много действующих лиц, и частью такой системы быть не хотелось бы. Но еще нужно побороть беспредел в судах и прокуратуре, необходимо обеспечить бизнесу возврат НДС полностью и без отката, а главное - назначить на ответственные должности людей, готовых все сломать и поменять.
Абромавичус дал первое интервью после заявления о своей отставке
Автор: Денис Мягкий
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.