С 3 февраля была приостановлена работа контрольного пункта въезда-выезда (КПВВ) «Зайцево» в Донецкой области. То же самое грозит открытому в конце прошлого года КПВВ «Марьинка» и переходу в Станице Луганской. Такие меры связаны с участившимся числом обстрелов со стороны пророссийских сепаратистов. Вместе с тем, это привело к тому, что на остальных КПВВ возникают большие очереди. Ситуацией пользуются местные жители, военнослужащие и пограничники, которые берут взятки за пересечение пунктов пропуска, пишет издание «Апостроф».
В последнее время по Зайцево и Майорску представители незаконных бандформирований постоянно ведут огонь, используя при этом запрещенные Минскими соглашениями минометы калибра 82 и 120 миллиметров, а также из 152-миллиметровые САУ. КПВВ «Марьинка» тоже достается - в направлении пропускного пункта с оккупированной боевиками территории работают АГС-17.
«Ситуация обострилась когда стали обстреливать Зайцево (возле оккупированной Горловки), - рассказал изданию один из военных, который служит в данном районе. - Также были бои в Майорске, в связи с чем закрыли КПВВ». В районе поселка Майорск 31 января под обстрел попали мирные люди – водитель и медик-волонтер: сепаратисты расстреляли машину «скорой помощи». Также ранения получил солдат с КПВВ.
Обострилась ситуация и в районе Мариуполя. Как заявляют в штабе АТО, из поселка Коминтерново, находящего в «серой зоне» и в конце 2015-го захваченного сепаратистами, постоянно ведутся обстрелы из минометов, «Градов» и ПТРК. Достается в последние дни и Трехизбенке (возле Луганска). Помимо этого, согласно информации штаба, в ЛНР и ДНР активизировалась кампания по дезинформации касательно якобы готовящегося наступления украинских ВС. Участившиеся обстрелы со стороны противника в штабе АТО называют «тактикой выжженной земли».
По линии фронта обустроены 4 автомобильных КПВВ – «Новотроицкое», «Марьинка», «Зайцево» и «Гнутово», а также пеший пункт - в Станице Луганской. С начала работы пунктов наиболее загруженным всегда был КПВВ «Зайцево». После его закрытия люди вынуждены идти на работу по заминированному полю в Бахмут (бывший Артемовск), об этом заявил замглавы СММ ОБСЕ Александр Хуг. «Мины в районах пунктов пропуска - это распространенное явление. На этой неделе мы их видели на блокпосту ДНР в Ясиноватой, а также возле украинского блокпоста в Марьинке», - заявил Хуг. Согласно его словам, два жителя Зайцево задели растяжку возле КПВВ и были ранены.
Бизнес на КПВВ.
Кроме угрозы жизни на заминированных полях, имеет место проблема многокилометровых очередей и после закрытия «Зайцево» они будут увеличиваться. Много людей уже сейчас ночуют под КПВВ. «На кураховском направлении (пункт «Марьинка») на данный момент творится настоящий ад, - сказали в общественной организации «Донбасс-SOS», отслеживающей ситуацию на пропускных пунктах. - На выезд очередь порядка трех километров, причем - в 4 ряда. Огромное количество «льготного» транспорта, массово продают в очереди места. До закрытия пункта «Зайцево» такого не наблюдалось ни на одном из постов».
Правда, следует отметить, что по закону, на пропускных пунктах нет никаких льгот и ситуация с большими очередями - это возможность хорошего заработка для живущих недалеко от КПВВ людей. Система очень простая: авто занимает место, которое потом продается за 200-300 гривен, в зависимости от того насколько автомобиль близок к шлагбауму.
Цены на такую услугу будут расти, так как спрос очень большой, убежден сотрудник «Донбасс-SOS». Весте с тем, пишет «Апостроф», такие же «налоги» берут и на самом КПВВ. Чтобы проехать пропускной пункт без досмотра, военному, согласно словам источника издания, нужно заплатить 200 гривен, а пограничнику - 400 гривен.
Бизнес на КПВВ делают также и те, кто перевозит людей в обход пропускных пунктов, - через обычные блокпосты. Согласно словам Родиона Шовкошитного, координатора сводных мобильных групп по борьбе с незаконной перевозкой товаров через линию размежевания в зоне конфликта, рассказал, что дороги в обход пунктов пропуска функционируют уже достаточно давно. Одна из них проходит через Верхнеторецкое. «Скорее всего, когда появилась линия разграничения, тогда этот переход и стал функционировать, - рассказывает Шовкошитный. - Там все схвачено. Таких переходов в зоне антитеррористической операции немало. Я говорю об этом уже полгода».
На украинских блокпостах у «зайцев» проверяют лишь паспорт, личные вещи не досматриваются, отмечает Шовкошитный. Он убежден, что любой боевик может при желании без проблем попасть куда угодно и провезти что угодно. Цена услуги таксиста, у которого все «решено», и который провезет людей в обход КПВВ, - порядка 600-800 гривен, в зависимости от маршрута.
Вдоль всей линии размежевания работают около двадцати таких переходов, убежден Шовкошитный. Пойманные «зайцы» говорят, что не знали, куда их везет таксист, а пограничники отрицают факт пересечения блокпоста. Доказать что-то очень сложно. Родион Шовкошитный полагает, что блокпосты необходимо оборудовать видеокамерами, которые фиксировали бы факты незаконного пересечения. В ином случае, по его мнению, пресечь этот бизнес практически невозможно.
Автор: Екатерина Кравец