В прошлом году украинская Госмиграционная служба отказалась предоставить политическое убежище большей части российских граждан, приехавших в Украину из-за опасений преследований со стороны властей у себя на Родине. Более детально о том, почему Государственная миграционная служба отказывает в предоставлении политического убежища просящим об этом россиянам, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Русская служба ВВС отмечает, что в прошлом году украинская Госмиграционная служба отказалась предоставить политическое убежище большей части россиян, обратившихся с соответствующей просьбой. В частности, за предоставлением им политического убежища в 2015 году в Госмиграционную службу обратились 86 граждан Российской Федерации, но соответствующий статус получили только семеро. Еще четырем россиянам ведомство предоставило статус лица, нуждающегося в защите.
Алексей Ветров, бывший предприниматель из Нижнего Новгорода, в настоящее время ожидает заседания Верховного суда Украины, в ходе которого будет рассматриваться поданная им жалоба на решение украинских миграционных органов, принявших решение отказать россиянину в предоставлении статуса беженца – рассмотрение дела россиянина тянется с позапрошлого года. Он объяснил, что в своем городе был предпринимателем, но затем принял решение заняться оппозиционной деятельностью, в частности Алексей одновременно с протестами оппозиционных сил в Санкт-Петербурге и в Москве организовывал митинги в Нижнем Новгороде, а также принимал участие в "Марше миллионов" в российской столице.
Российские правоохранительные органы неоднократно составляли на Ветрова административные протоколы, и Алексей, опасаясь ареста, вынужден был перебраться в Украину. Но украинская миграционная служба приняла решение отказать ему в статусе беженца, несмотря на то, что, по словам россиянина, ей были представлены доказательства административных наказаний в РФ за его деятельность.
По словам правозащитника Алексея Буткевича, члена организации "Без границ", оказывающей юридическую помощь искателям убежища в Украине, в том числе, и Алексею Ветрову, россияне приезжают сюда, поскольку ожидают встретить здесь постреволюционную молодую демократическую страну, тогда как в реальности им приходится сталкиваться с постсоветской старой бюрократической системой.
Между тем Алексей Ветров отметил, что миграционные органы Украины в недостаточной степени изучают дела тех, кто просит убежища – ими, в частности, не собирается информация о стране происхождения. Россиянин объяснил, что в тех судах, через которые ему довелось пройти, данная информация миграционной службой не была предоставлена. Алексей заявил: есть подозрения, и у него самого, и у других беженцев из Российской Федерации, что миграционной службой просто выполняется политическая воля украинского руководства, не желающего впускать на территорию Украины россиян, хотя думать так вовсе не хочется.
Влияние человеческого фактора при рассмотрении заявлений минимизировано – Гунько.
Сергей Гунько, спикер Госмиграционной службы, сообщил, что в позапрошлом году за предоставлением им статуса беженца в ведомство обращались 130 россиян, в прошлом – 86. Он подчеркнул, что в Украине процедура заявлений о признании лица беженцем полностью адаптирована к нормам Конвенции ООН от 1951 года, а также унифицирована с аналогичными процедурами большинства стран мира, в том числе и Европейского Союза.
Гунько отметил, что при рассмотрении дел влияние человеческого фактора минимизировано: процедурой предусматривается привлечение (с согласия просителя) общественных экспертов, представляющих Управление по делам беженцев ООН. Конечно же, в ходе изучения поданных документов изучается и страна, откуда приехал человек, обращающийся за предоставлением ему статуса беженца. Ведомством изучаются все доступные источники информации – сперва это делается специалистами регионального управления миграционной службы, затем – специалистами центральных органов.
Отвечая на вопрос о причинах, по которым Госмиграционная служба отказывает, например, лицам, настроенным оппозиционно по отношению к действующей российской власти, Сергей Гунько заявил, что утверждение о ведении оппозиционной деятельности в стране, откуда прибыл проситель, вовсе не означают, что данного человека действительно там преследуют, и ему грозит в этой связи какая-то опасность. Существуют очень четкие критерии, на основании которых изучается каждое из дел.
В свою очередь, Максим Буткевич обращает внимание на тот факт, что люди, которых в Российской Федерации преследуют по одним и тем же статьям Уголовного кодекса, в Украине могут либо получить, либо не получить статус беженца – это очень большой вопрос. В России лицам, которые занимаются публичной оппозиционной деятельностью, действительно угрожает преследование со стороны властей по политическим мотивам, и это общеизвестный факт. Между тем правозащитникам известны случаи, когда представители территориальных миграционных органов заявляли в суде при рассмотрении дел о предоставлении статуса беженца, что Российская Федерация в настоящее время является вполне демократическим государством.