Противодействие коррупции и вопрос наказания высокопоставленных коррупционеров прокомментировал Виталий Шабунин. Он утверждает, что для эффективности борьбы со злоупотреблениями нести ответственность за нарушение закона должны все уличенные в преступлениях чиновники. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Новое время».
Прогресс в борьбе с коррупцией в Украине в рамках интервью оценил глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин. Среди прочих интересных моментов он поделился собственным мнением по поводу недавнего скандала, связанного с обвинением министра экономики Айвараса Абромавичуса. Как известно, Национальное антикоррупционное бюро зарегистрировало уголовное производство для расследования резонансного обвинения.
Особого оптимизма по поводу предстоящего наказания депутата Кононенко после предположительного давления на министра-реформатора Шабунин не демонстрирует. Он констатирует, что в данной ситуации президент избрал для себя типичную тактику. Глава государства решил, что манипуляция общественным мнением является вариантом более приемлемым, чем реальное разбирательство и наказание виновников.
Первой манипуляцией, по мнению общественного активиста, является передача президентом дела на доследование в НАБУ. Он уверен, что антикоррупционное бюро в ситуации не разберется, поскольку имеет место одно слово против другого, что доказательством назвать нельзя в принципе. Поэтому на основании слов министра привлечь Кононенко к ответственности невозможно.
Поскольку дело не отличается высоким потенциалом, скорее всего, через несколько месяцев НАБУ вынужденно расследование прекратит. Приблизительно через 3 месяца президент сообщит общественности, что в НАБУ никаких доказательств противозаконной деятельности Кононенко не нашли. С другой стороны показательным является решение о дальнейшем пребывании Кононенко в составе фракции президентской партии.
Шабунин подчеркивает, что решение об исключении депутата из состава фракции должны были принимать не только сами парламентарии, но и президент. Вместе с тем общественный активист признается, что для него отказ фракции «Блок Петра Порошенко» об исключении Кононенко с состава парламентского объединения стал неким Рубиконом. После пересечения этой черты стало ясно, что фракция выбрала для себя судьбу Партии регионов – превратилась в людей несамостоятельных, конъюнктурных политиков, просто поднимающих руку по команде.
Украина судить высокопоставленных коррупционеров не умеет.
Тем не менее в наработках Центра противодействия коррупции есть материалы, которые касаются незаконной деятельности Кононенко. Еще до заявления министра Абромавичуса общественные активисты обнаружили причастность депутата к строительству дома в санитарной зоне вблизи исследовательского ядерного реактора. Завершив сбор материалов, данные специалисты Центра передали правоохранителям столицы.
После скандальной истории с обвинениями министра активисты обратились в НАБУ с просьбой забрать у МВД переданные материалы и самостоятельно продолжить разработку. Шабунин сообщает, что по этому делу есть возможность привлечь Кононенко к ответственности, поскольку строительство проходит с огромным количеством нарушений. Компания-застройщик принадлежала ОАО ЗНКИФ ВИК, основателем которой в свою очередь является Кононенко. По этому делу есть юридическая связь, что уже немало.
В тоже время, следует понимать, что когда речь идет о высокопоставленных чиновниках все незаконная деятельность тщательно маскируется. Все возможные следы, которые могли как-то вывести непосредственно на депутата, компетентными людьми, скорее всего, уже ликвидированы. Попытки привлечь к ответственности высокопоставленных коррупционеров в Украине представляют собой задачу нелегкую.
Характеризуя ситуацию с наказанием «известных и влиятельных» за нарушение законодательства в области коррупции, Шабунин признается, что о трудностях ведения подобных дел даже не владеет информацией. Дело в том, что попытки наказать чиновников высшего ранга за коррупцию в Украине до этого времени не наблюдались. Даже Павел Лазаренко понес наказание после расследования швейцарцев и американцев, которым Генпрокуратура Украины только оказывала помощь.
В настоящее время можно сказать, что НАБУ работает около двух месяцев. За это время зафиксирован факт передачи взяток четырем судьям, фигуранты всех этих дел под подозрением или арестованы. Кроме того, начато 51 уголовное производство. В числе подозреваемых представитель партии «Народный фронт» и партнер по бизнесу министра Авакова Игорь Котвицкий, сын главы Национального банка Валерии Гонтаревой, бывший депутат Николай Мартыненко, действующий депутат Александр Онищенко.
Обращает внимание Шабунин на то, что НАБУ ведет расследование дел, которые в Генпрокуратуре даже не возбуждались. Большим шагом вперед общественный активист називает даже сам факт начала уголовного производства. С осторожным оптимизмом он относится к работе нового ведомства. В частности, Шабунин полагает, что украинскому обществу принципиально важно увидеть прецеденты наказания высокопоставленных коррупционеров, которые до этого времени успешно избегали ответственности.