Вчерашний день, 17 февраля, не принес утешительных новостей от торгов на межбанке – в среду, на момент завершения торгов, за доллар США предлагали не менее 27,10 гривны. Усугубило ситуацию и сделанное лидером БЮТ Юлией Тимошенко заявление о выходе ее политической силы из парламентской коалиции. В связи с этим экспортеры отказались от продажи валюты по более низкой цене. А ведь этот фактор прежде всего и стал причиной дефицита доллара на рынке и его подорожания сразу на 25 копеек. Что же касается наличного рынка, то по итогам вчерашних торгов доллар подорожал не так существенно - всего на 10-15 копеек, таким образом, за бакс предлагали в пределах 27,40–27,45 гривен.
По словам заместителя директора казначейства банка «Хрещатик» Эдуарда Назаренко, основным фактором, который влияет на валютный курс в течение этой недели, является политическая ситуация, которая, в свою очередь, влияет на обстановку на рынке безналичных торгов.
Вряд ли можно надеяться, что в скором времени доллар подешевеет. Скорее, наоборот: по словам банкиров, среди импортеров уже четко наметилась тенденция к постепенному привыканию к новому курсу доллара США, хотя еще пару недель назад разговоры об этом казались устрашающими. Назаренко отмечает, что компании уже перестали что-то выжидать, они просто покупают валюту по той цене, которая установлена в тот или иной день.
Цена на продукты поднимется прежде всего.
Новый этап девальвации курса украинской валюты провоцирует торговцев на пересмотр цен. Причем подорожают все товары: как импортные, так и отечественные, при производстве которых закладывают, опять-таки, импортную составляющую. Соответствующее мнение выразил Алексей Дорошенко, занимающий должность генерального директора Ассоциации поставщиков торговых сетей.
«Так или иначе, изготовленные в Украине продукты в той или иной степени являются зависимыми от импорта. К примеру, 70 процентов производства куриной продукции составляют корма, которые по большей части поставляются из других стран. Вследствие этого при расчете курса 26 гривен за один доллар товары в магазине продавались по цене, ориентированной на 29 гривен за доллар США. А поскольку сейчас рост доллара не прекращается, то, соответственно, процесс формирования цен на продукты происходит с ориентиром 30-32 гривны. Еще более высокие цены в сетях крупных маркетов, так как у них отсрочка платежа может достичь свыше одного месяца, а это повышает риск потерять существенный капитал на разнице в курсе».
Говоря о стоимости одежды, Дорошенко сказал, что на этот товар делают пересчет не мгновенно, учитывая высокую маржу, составляющую порой сто процентов. Точно такая же ситуация сложилась с алкогольной продукцией, в которой размер накрутки может составить от 300 до 400 процентов. Этим и объясняется то, что сейчас в магазинах можно найти виски по цене, которая была еще в 2014 году. Чтобы как можно быстрее продать свой товар, поставщикам ничего другого не остается, как попросту снизить свою маржу.
Опасения МВФ.
Но не только политическая ситуация оказывает основное влияние на курс валют. Отношения Киева с Международным валютным фондом играют далеко не последнюю скрипку в данном вопросе. Как отмечает Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера, на сегодняшний день Украине в течение года нужно не менее десяти миллиардов средств в качестве финансовых источников. И только иностранные кредиторы могут дать такие большие деньги. Авторитетные эксперты сходятся во мнении, что Украина недополучает обещанные кредиты в связи с тем, что не проводит глубинных реформ. Устенко отмечает, что главное сомнение кредиторов состоит не столько в коррупции среди высшего политического руководства страны, как в том, что способность Украины к реформированию вызывает очень большие сомнения.
Эрик Найман, управляющий партнер инвестиционной компании Capital Times, отмечает, что на сегодняшний день объем ворованных средств в Украине составляет целых двадцать процентов от валового внутреннего продукта страны. «Было бы хорошо, если бы осталась, по крайней мере, половина, то есть 10 процентов», - считает эксперт, который твердо уверен в необходимости наведения порядка в сфере государственных финансов, управлении государственным сектором, так как именно там наблюдается хищение наибольшей суммы денег. А уже после этого можно начать работу над изменением законодательства.
В то же самое время эксперты выражают твердую уверенность в том, что просто так делать все, что скажут в МВФ – совершенно недопустимо. Тот же Олег Усенко убежден, что в государстве с большим количеством бедных людей введение двадцатипроцентного налога на добавленную стоимость на медицинские препараты будет равняться преступлению.
А Эрик Найман считает, что результатом выполнения рекомендаций МВФ относительно уничтожения упрощенной системы уплаты налогов может стать уничтожение государства.
«Хорошо, что в Украине есть самозанятые граждане. У зажиточных граждан Европы много активов, они даже могут позволить себе негативные ставки депозитов. В Украине же существует необходимость в прорыве наподобие американского. В связи с этим сперва нужно реформировать госфинансы и госсобственность. А уже затем актуальной будет налоговая реформа. А если мы пытаемся выровнять налоги для всех групп плательщиков, то чуда не будет», — говорит он.