Ровно два года назад Донецк забурлил: в Киеве победил Евромайдан, президент Янукович под покровом ночи сбежал из столицы Украины. В шахтерской столице начались столкновения, порой весьма жесткие, между сторонниками новой и старой власти. Численный перевес оказался у последних, которых активно поддерживали отстраненные от власти представители Партии регионов, местные элиты и российские эмиссары.
Очень скоро от митингов и маршей сепаратисты, объявившие о создании Донецкой народной республики, перешли к более активным действиям – захвату органов власти. Через пару месяцев украинская власть фактически исчезла, и править бал стали сепаратисты, которые вскоре превратились в боевиков, получив оружие из России.
Как за эти два года изменилась жизнь в Донецке, изучили журналисты издания Сегодня.
Республика чиновников.
Несмотря на название «народная», самопровозглашенная республика, скорее, чиновничья. Бюрократов в различных министерствах, администрациях и управлениях ДНР стало в несколько раз больше, чем было до Майдана. Горожане жалуются, что работа в госаппарате стала настоящим семейным подрядом: стоит кому-то пристроиться на должность, как тут же он начинает обрастать сотрудниками-родственниками. Зачастую родня даже не появляется на рабочем месте, а лишь приходит расписаться в зарплатной ведомости. Соответственно и бардака стало больше: просителей и жалобщиков откровенно отфутболивают – мол, это не наша компетенция вам в другое управление. Зато число директив и приказов выросло в разы. Житель Донецка Игорь Семилетов рассказывает, что его жене-учительнице приходится писать различных отчетов и справок в три раза больше, чем раньше.
ЖКХ.
Раньше дончане гордились своим городом, где коммунальное хозяйство работало, как часы. Сегодня ЖКХ в полном запустении. Коммунальщики заняты только ликвидацией аварийных ситуаций, которых с каждым днем становится все больше. Разрушенное войной жилье никто и не думает восстанавливать (хотя создали специальную бюрократическую структуру для этого – центр управления восстановлением), а дороги разбиты тяжелой военной техникой и гусеницами танков – рытвины, даже в центре города, никто и не думает латать, в лучшем случае засыпают щебенкой или мусором.
Раньше можно было добиться от жэка ремонта подъездов, крыш, дворовых площадок. Сегодня даже лавочку во двор не поставят. Если бы не дворники, которые за копейки продолжают убирать дворы, город потонул бы в мусоре и отходах.
Донецк всегда славился чистотой улиц. Сегодня более-менее ухоженно лишь в центре, а за 100-200 метров от центральных магистралей уже видны следы запустенья. Жаловаться бессмысленно.
Продукты.
Как пропитаться – главный вопрос для абсолютного большинства горожан. Многие местные компании, занимавшиеся производством продуктов питания, закрылись – теперь даже хлеб в Донецк завозят из Новоазовска. Цены взлетели на все, а качество сильно упало. Украинских продуктов очень мало, зато засилье российских, но дончане до сих пор не понимают, что значит «кефирный продукт». И обязательно проверяют срок годности – залежалый товар можно обнаружить в самом крутом магазине.
Общественный транспорт.
Даже в начале 90-х годов, когда транспортники неделями бастовали, такого ужаса на улицах Донецка не было, вспоминают старожилы. Общественный транспорт работает через пень-колоду, а после 7 часов вечера автобусов и троллейбусов на улицах уже нет. Такси – слишком дорогое удовольствие: за первые 3-5 километров извозчики заламывают по 70-75 кублей за километр. Цена за проезд в общественном транспорте пока демократична – 6-7 рублей, но владельцы маршрутных такси настойчиво добиваются повышения стоимости проезда, иначе грозятся свернуть свой бизнес до лучших времен. А больше нынешних цен за проезд горожане с их мизерными зарплатами (если они вообще есть) платить не смогут.
Еще дороже и намного хуже добираться на территории, подконтрольные Киеву. В тряском автобусе за поездку в один конец в Мариуполь приходится выкладывать 300 гривен, в Константиновку – 500 гривен. Раньше за такие деньги туда можно было добраться с комфортом по железной дороге в вагоне СВ. Плюс многочасовые простаивания на блокпостах, а на своем автомобиле можно дожидаться очереди сутками. А как иначе? Ведь «таможенники ДНР» переписывают личные данные всех выезжающих и въезжающих.
Здравоохранение.
Все познается в сравнении – дончане часто вспоминают эту банальность, сравнивая нынешнее и бывшее состояние здравоохранения в городе. Как говорят в Донецке, сегодня в больницах бесплатный только вход. Даже лекарства, которые «при Украине» выдавали бесплатно (например, для диабетиков) приходится покупать за свои кровные. На тотально платную медицину жалуются даже раненые боевики, которым приходится покупать лекарства за свой счет. Из-за дефицита лекарств цены в аптеках в несколько раз выше, чем на территориях, подконтрольных Киеву.
Банки и почта.
Раньше жители Донецка как-то не задумывались, насколько важную роль в их жизни играет почта. Сегодня отправить письма и посылки можно только в пределах контролируемой сепаратистами территории ДНР. Если же удается все-таки отправить посылку за пределы самопровозглашенной республики, то она будет идти неделями – на почте предупреждают, что, например, в Ростов-на-Дону бандероль дойдет не раньше, чем через две недели.
Мобильная связь существует в урезанном виде. Созданный местный оператор «Феникс» до сих пор не обеспечил передачу смс-сообщений и мобильный Интернет. Хорошо, если сохранилась sim-карта украинских операторов – по ней окольными путями, через набор дополнительных номеров, можно куда-то дозвониться.
А банки как финансовый институт вообще исчезли. Никто серьезно не воспринимает созданный властями «Центробанк ДНР». Оплатишь в кассе этого банка коммуналку – и деньги исчезают в неизвестном направлении, а ЖЭКи зачисляют вас в должники, жалуются горожане. Операции с банковскими картами, интернет-покупки, денежные переводы – это все осталось в прошлой жизни.
А кому легко?
Но в «русском мире» всегда есть те, кому жить хорошо. В ДНР это – верхушка власти и приближенные к ним. Они хвастаются перед представителями СМИ, что не получают зарплату, работают за идею. Но периодически в Интернете и СМИ появляются шикарные подарки, которые главари боевиков дарят своим женам и любовницам, их фотки с дорогих зарубежных курортов. Конечно, это раздражает рядовых жителей Донецка. Но к этому «совку» двойной морали уже привыкли.