Юрий Сергеев, экс-постпред Украины в ООН, рассказал о том, по какой причине украинскому государству не нужно возлагать особые надежды на ООН в разрешении конфликта на Донбассе.
Петр Порошенко уволил Юрия Сергеева с должности постпреда еще в декабре. После возвращения на родину ему прочили должности заместителя министра иностранных дел, однако данные ожидания так и не оправдались. «Очень жаль, но график министра не позволил ему провести встречу со мной в ответ на мою просьбу. Со дня указа главы государства я так и не получил никаких предложений. По этой причине я и решил пойти на пенсию. Также я принял одно из немногих приглашений, которые поступали в последнее время – преподавать в Йельском университете», – отметил Сергеев.
«Некоторые политпартии предлагали мне присоединиться к ним. Я очень благодарен им за доверие, однако я все-таки решил вернуться к истокам, приведшим меня в МИД в апреле 1992 года – к преподавательской работе», – добавил он.
В своем интервью Юрий Сергеев рассказал, в частности, и о своей работе в Йельском университете. «С осеннего семестра я начну читать основной курс «Геополитические трансформации в Центральной и Восточной Европе». До этого времени я планирую заниматься исследовательской работой в Центре МакМиллана Йельского университета, а также вести семинары для докторантов и студентов выпускных курсов по вопросам глобального управления, последствиям агрессии РФ в Украине для глобальной и европейской безопасности. 2 марта должна пройти первая лекция по теме «Кризис в Украине». Я хотел бы заметить, что в какой бы стране я не преподавал, я никогда не прерывал связи с украинским академическим миром. Я очень горжусь тем, что смог помочь многим украинским вузам установить партнерские отношения с иностранными учебными заведениями. Однако мне никто не предложил преподавать в Украине», – рассказал он изданию «Фокус».
Совбез ООН не может остановить агрессию РФ в Украине.
«Из-за позиции Российской Федерации принять решение в Совбезе ООН, которое смогло бы остановить агрессию в Донбассе, попросту невозможно. Можно только снова и снова проводить заседания, которые были бы посвящены данному вопросу. Нужно заметить, что они по-своему важны для поддержания солидарности с украинским государством. В Совбезе имеется несколько пунктов повестки дня, позволяющие созвать заседания, в особенности и экстренное. Это резолюция Совбеза, которая была принята в феврале прошлого года, а также «Письмо постпреда Украины от 28 февраля 2014 года, по которому прошли десятки предыдущих заседаний. Кроме того, имеется резолюция Генассамблеи ООН «Территориальная целостность Украины», принятая два года назад в марте.
Ранее Юрий Сергеев говорил о том, что в украинском государстве может быть создан офис ООН, который занимался бы поддержкой выполнения Минских договоренностей. Однако открыт он так и не был.
«В определенный момент стало понятно, что Российская Федерация попросту заблокирует открытие миротворческой миссии ООН в Украине, после чего мы начали работать над поиском другого формата. В итоге от генерального секретаря ООН поступила инициатива открыть Офис поддержки. В данном случае генеральный секретарь мог пойти двумя путями: без каких-либо консультаций с Совбезом ООН открыть офис чисто своим решением или все же провести такого плана консультации. Пан Ги Мун избрал второй путь и, как и следовало было ожидать, столкнулся с противодействием Российской Федерации. В июне прошлого года мы предложили «разложить» предполагаемый офис на отдельные составляющие и запустить по частям. Так, в конце июня в украинскую столицу выехали представители Службы ООН по разминированию, так как разминирование было одной из основных задач Офиса поддержки. Но уже в июле стало известно, что российская сторона через собственных представителей в Секретариате ООН начала создавать различные препятствия. Решение нормандской четверки дало новый толчок идее разминирования. Стоит сказать, что наши консультации в Секретариате ООН в период с сентября по ноябрь 2015 года породили определенные надежды. Тот факт, что недавно наше государство посетила оценочная группа ООН в составе Службы по разминированию, ЮНИСЕФ и Программы развития, уже свидетельствует об определенном прогрессе в данном вопросе», – рассказывает Сергеев.
На вопрос о том, были ли достигнуты хотя бы какие-то предварительные договоренности, направленные на ограничение права вето постоянных членов Совбеза, экс-постпред Украины отметил, что процесс консолидации государств-представителей ООН вокруг франко-мексиканской инициативы, направленной на ограничение применения права вето, все еще продолжается. «На самом деле решение может прийти достаточно быстро, если с ним будут согласны все постоянные представители Совбеза. Также оно может погрязнуть в длительных дебатах по определению порядка и терминов применения. Подрыв основ послевоенного миропорядка, который был установлен Потсдамской и Ялтинской конференциями, развал принципа доверия в международных отношениях после российской агрессии в Украине, явно не могут поспособствовать реформированию ООН, так как главные игроки заинтересованы в обеспечении собственных интересов, а также интересов своих союзников для того, чтобы сохранить единственный инструмент влияния в ООН – право вето», – заключил Юрий Сергеев.
Автор: Ксения Дмитриева