Один из организаторов «медвежьей блокады» украинский активист из Ужгорода Тарас Деяк в интервью «Укринформу» о перспективе блокирования российского бизнеса в Украине и о том, какие проблемы у украинского национализма есть в Закарпатье, передает издание «Биржевой лидер».
Тарас Деяк оказался в центре событий, когда на украинских дорогах стали разворачивать российские фуры. Этот молодой человек 23-летнего возраста уже многое успел в своей жизни. Он был среди тех людей, которые организовали «Правый сектор» на Майдане, а позднее он был командиром подразделения в составе штурмовой роты ДУК ПС в селе Пески. Потом воевал в районе Мариуполя, был в составе батальона «Айдар» в селе Счастье, легализовался со своим подразделением в батальоне «Донбасс». После возвращения в Закарпатье Деяк стал участвовать в организации патриотических и общественных акций.
Вспоминая, как ранее относились к украинским националистам в Закарпатье, Деяк отмечает - до Майдана националистов практически не воспринимали. Когда видели националистов на улице в униформе, начинались разговоры о свастике и фашистах. Люди верили продажному телевизору, и переубедить их было трудно. С другой стороны о Закарпатье есть мнение, что это рассадник сепаратизма, имея в виду венгерский и русинский сепаратизм. Деяк считает, что об этом есть смысл говорить. Он сравнивает ситуацию с тем, что было на востоке Украины, где ДНР и ЛНР появились в 2004 году. По Донецку и Луганску вначале ходили дедульки-чудаки, иногда рассказывавшие о «Новороссии». С них смеялись, но они устраивали лагеря, искали сторонников, теперь как результат тех действий Украина имеет войну. То же самое в Закарпатье. Представители русинов и радикальных венгров устраивают, встречаются, делают призывы. Громада смеется с них, это правда, но их с каждым годом все больше. Праворадикальная венгерская партия Йоббик, предположительно, устраивает обучающие лагери в лесах. Их главные активисты известны, с ними проводились разговоры, разъяснялось, почему не стоит заниматься тем, чем они занимаются. Однако понимания нет, и, видимо, по тому, что финансирование движений венгров и русинов идет из Москвы.
Среди русинов есть разные течения - есть проукраинские, но есть и радикалы, которые призывают к автономии. Есть информация, что лидеры русинов получали российское финансирование еще в 2013 году. После Майдана они бежали в Чехию, там создали партию. Теперь проводят акции и говорят об отдельном венгерском районе, о создании народной самообороны для защиты венгерскоязычного населения. Что говорить, если в составе ДНР воюет отдельный венгерский батальон, отмечает активист.
Относительно дальнейшего продолжения «медвежьей блокады» Деяк сообщил, что во Львове недавно собрались все координаторы, чтобы обсудить дальнейшие действия. Вне зависимости от решения правительства по транзиту, перевозки российскими фурами будут блокироваться, а затем и всего российского бизнеса. Более конкретного плана действий пока нет, сейчас проводятся консультации с юристами, политологами и экономистами по поводу формата будущих акций. Они будут мирные, люди устали от стычек и беспорядков. В Киеве и Львове зачем-то побили российские банки, но все можно делать мирно и с пояснениями. Есть убежденность, что длительными акциями можно добиться запрета российского бизнеса.
Потеря чьего-то бизнеса? На это Деяк напоминает, что следует помнить, какое сейчас трудное время, кто-то отдает свою жизнь, а другие пытаются жаловаться на падение доходов. На встрече с министром инфраструктуры Пивоварским довелось услышать о потерях государства и перевозчиков. Но, как отмечает активист, нужно помнить и о ребятах-инвалидах из госпиталей, о женщинах, которые потеряли своих мужей и сыновей. Пусть им докажут, что деньги, заработанные на фурах в России, важнее потерянных жизней и здоровья бойцов. Если смогут доказать, то все блокады на трассах будут сняты. По словам Деяка, министру предлагали вернуться к варианту 90-х годов, когда европейцы не везли товары в Россию из-за рэкета. Тогда на украинско-российской границе создали склады, куда европейцы доставляли товар, а украинцы или россияне везли его дальше.
Глава области Г. Москаль поддержал «Медвежью блокаду», и это была первая акция националистов, что он поддержал. По словам Деяка, Москаль согласился обратиться к Кабмину, но с условием, что акция станет всеукраинской. Уже на следующий день пол-страны перекрыло дороги. Впервые после Майдана стало видно, как народ вновь объединился для действия, которое дало результат. Это было неожиданно, но Кабмин уже через четыре дня принял решение. Многие хотели, чтобы после завершения режима «дорога домой» министерство инфраструктуры заявило о прекращении транзита по территории Украины российских перевозчиков, однако было принято другое. На данный момент блокпосты сняты, но активисты продолжают мониторинг трасс.
Против российского бизнеса, как отмечает Деяк, разного рода организации проводили акции с 2014 года. Поэтому блокада фур это лишь капля в море, но к этой акции удалось привлечь внимание, потому что этот бизнес прибыльный. Сейчас у координаторов есть доверие в области, есть поддержка председателя СБУ, прокурора, начальника полиции, главы облгосадминистрации. В облсовете собираются на мартовской сессии выносить вопрос о запрете и транзита, и в целом российского бизнеса. Точно так должно быть и в других областях Украины, уверен Деяк.
Одни теряют на этом деньги, а другие жизнь – лидер «медвежьей блокады» Деяк
Автор: Денис Мягкий
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.