Руководители ведущих западных государств, похоже, убедились, что Россия не стремится к выполнению договоренностей по Донбассу, и потому международному сообществу стоит иначе подойти к взаимоотношениям с Россией в контексте сдерживания ее агрессивной внешней политики. Об этом в комментарии проекту «Гордон» рассказал первый президент Украины Л. Кравчук. С его мнением знакомит издание «Биржевой лидер».
В апреле 2014 года начался вооруженный конфликт в восточной части Украины. Вопросами урегулирования этого конфликта занимаются представители заинтересованных сторон в Минске. Согласно подписанным там год назад соглашениям, Украина должна внести изменения в Конституцию относительно особого порядка самоуправления на ныне оккупированных территориях до конца 2015 года. В августе украинский парламент принял в первом чтении изменения в Конституцию, а вот голосование во втором чтении, где было необходимо минимум 300 голосов депутатов так и не состоялось.
Украинские власти приняли решение отложить голосование, итогом которого положение страны на переговорах с участием России могло стать значительно хуже. При этом во время недавнего визита министров внешнеполитических ведомств ФРГ и Франции требования о необходимости завершения процесса внесения конституционных изменений, на удивление, ни как не прозвучало. Речь шла только о необходимости принятия закона о местных выборах, хотя при этом на переговорах в Минске контактная группа пока так и не пришла к компромиссу относительно выборов на оккупированных территориях.
Кравчук связывает изменение в позиции западных партнеров Украины с тем, что они убедились – в планах Кремля нет желания выполнить договоренности по урегулированию донбасского конфликта. Поэтому они во время визита в Киев не настаивали на необходимости внесения изменений в Конституцию. Это справедливо, полагает первый украинский президент,
ведь согласно мировому опыту конституционные изменения должны вноситься народом. В Конституции Франции, например, написано – ни одна процедура пересмотра Конституции не может начинаться или продолжаться в условиях покушения на территориальную целостность государства. А в украинских реалиях следует говорить не о покушении, а о реальном вмешательстве с аннексией Крыма и контролем России на части Донбасса. В связи с этим Кравчук недоумевает, как страны Запада, которые повсеместно руководствуются демократическими и международными нормами, могут настаивать на изменениях в украинскую Конституцию. Это ставит Украину на колени и заставляет ее действовать под диктат Путина против воли народа.
При этом Кравчук указывает, что согласно статье 92 Конституции, основы местного самоуправления, спецстатус городов, определяются законами Украины, а не Конституцией. Таким образом, Украина может регулировать особую форму управления на Донбассе через закон и не вносить изменения в Конституцию. Так, например, уже и получается на практике, в восточных регионах работают не ОГА, а военно-гражданские администрации, это и есть особая форма управления. Поэтому по предложению Кравчука, из текста конституционных изменений следовало бы убрать особый статус Донбасса и регулировать его соответствующим законом, в котором должна быть оговорка, что он действует на основании статьи 92 Конституции на период АТО. Так будет определяться период действия закона.
Первый президент Украины подчеркивает, что давление России в данной ситуации понятно и неудивительно, однако когда давят западные демократии, у которых в конституциях записаны правильные вещи, а Украину заставляют идти против воли народа, то это воспринимается как неуважение к украинцам и украинскому государству. Во французской конституции записано, что ее территория целостна и неделима, а управление осуществляется на принципах децентрализации. Все остальное – в соответствии с законами. Возможно, теперь западные страны очнулись и поняли, что ими была перейдена черта, когда они требовали изменений в украинскую Конституцию. Но и украинской власти следовало бы следить за тем, что она подписывает, тогда возможно соответствующий пункт и не появился бы в Минских протоколах. Вероятно, имел место недосмотр и внешнее давление, считает Кравчук.
Относительно выборов на оккупированных территориях Кравчук недоумевает, как их можно проводить там, где не присутствует украинская власть – не действую украинские законы, нет партий и флагов, нет влияния, и граница не контролируема Киевом. Кто отправится туда агитировать? Ведь это обман. Говорят, что Украина не хочет проведения выборов на Донбассе. Но Украина требует вывести войска, контроль над границей, и тогда провести выборы под наблюдением ОБСЕ и каких-либо международных организаций.
Хотя, как может, Запад помогает Украине, но на Россию может быть разное давление. Это не только санкции, но и глобальные вещи – нужно защищать цивилизацию, международное право и миропорядок, установившийся после Второй мировой войны для того, чтобы не началась третья. Нельзя ограничиваться только Минскими соглашениями. Есть ведь Будапештский меморандум, есть «Большая семерка» и «Большая двадцатка». На данном этапе сразу в шести горячих точках: Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Донбассе, Крыму, Сирии, присутствует Россия. Что еще нужно для убеждения? В связи с этим Кравчук призывает к действию не только украинскую власть, но всех, кто видит пропасть, в которую может упасть мир, если не произойдет совместная организация.