Для экспорта украинских продовольственных товаров в Евросоюз в модернизацию украинских предприятий пищевой промышленности нужно вложить не меньше 15 миллиардов долларов. Такое заявление было сделано Леонидом Козаченко, возглавляющим парламентский подкомитет по вопросам финансовой и экономической политики в агропромышленном комплексе во время интервью корреспонденту издания «Деловая столица» Светлане Попель.
По словам Козаченко, изменение географии экспорта происходит постоянно, и ее расширение является результатом работы, длившейся в течение 10-15 лет. Также чиновник отметил, что в настоящее время основными рынками сбыта продукции агропромышленного комплекса Украины являются государства Северной Африки, Ближнего Востока и Индокитая (Китай, Вьетнам, Южная Корея и Индия). Глава комитета акцентировал внимание на том, что каждый из этих рынков является непростым, поэтому от компаний требуется учет их специфики.
Самыми сложными для экспортеров являются африканские страны, второе место по количеству нюансов занимает Ближний Восток. По словам чиновника, результатом пренебрежения национальными особенностями могут стать огромные убытки для экспортеров. В связи с этим, по словам Козаченко, крупным украинским компаниям приходится активно открывать офисы в африканских и азиатских странах, нанимая для решения своих проблем местных специалистов.
Например, по словам Козаченко, в Центральной Африке в связи с низкой покупательской способностью и дефицитом денег регулярно возникают сложности с получением оплаты за продукцию, которая уже была поставлена. Без собственных офисов в таких государствах трудно получить деньги даже за тот товар, который был поставлен.
Помимо этого, специфические правила имеются на мусульманских рынках стран Ближнего Востока. К примеру, там покупатели могут отказываться от оплаты товара, ссылаясь на отсутствие сертификата Halal у экспортера. При этом для таких покупателей не является убедительным аргументом наличие международного сертификата соответствия SGS.
По словам Козаченко, по Ирану приходилось решать другие проблемы. Из-за торгового эмбарго в стране действовала тяжелая и весьма запутанная система взаиморасчетов за продукцию, которая была поставлена, – через третьи страны, на полулегальном основании, через встречные поставки товара.
В отношении стран Индокитая Козаченко отметил, что там присутствует коррупционный элемент, а в связи с тем, что большое количество сделок проводится на государственном уровне, экспортер должен понимать, с кем из чиновников следует вовремя «поделиться». При этом, по словам Козаченко, не экспортерам категорически не рекомендуется самостоятельно «благодарить», лучше найти способы сотрудничества и заключить партнерские взаимоотношения с локальными компаниями. Козаченко отметил, что лучше всего на месте иметь какого-то стратегического партнера, отвечающего за коммуникации с чиновниками и дистрибуцию. Чиновник отметил, что по такой схеме, к примеру, хорошо работать с Индией, Китаем, Бангладеш.
Украине нужно ориентироваться на дефицитные рынки – Козаченко.
Кроме того, Козаченко сообщил, что украинским компаниям не хватает опыта, поэтому они нуждаются в оказании помощи. Однако, по словам чиновника, несмотря на обещания отечественных политиков создать действующий институт государственных торговых представителей за границей, ситуация в лучшую сторону не изменилась. По его информации, дипломатические ведомства Украины за границей до настоящего времени не работают так, как работают представительства других государств – подсказывают, предоставляют возможность получения бесплатных консультаций, помогают в разрешении конфликтных ситуаций. Более того, в ряде государств Украина даже не имеет собственных послов (лишь исполняющие обязанности), в связи с чем отношение со стороны многих иностранных партнеров к Украинскому государству соответствующее.
Отвечая на вопрос о том, по какой причине украинские производители не хотят вкладываться в переработку и продавать за границу готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью, Козаченко заявил, что это связано с рядом причин. Так, по словам чиновника, в модернизацию предприятий, работающих в сфере пищевой промышленности, а также углубление процессов переработки на основании стандартов качества ЕС Украинскому государству необходимо вложить не меньше 15 миллиардов долларов. Однако, по его словам, в настоящее время компании не готовы тратить такие деньги.
Более того, на тех внешних рынках, куда Украина хотела бы отправлять собственную готовую продукцию, уже имеются свои предприятия, специализирующиеся на переработке сельхозпродукции. Для того, чтобы потеснить их, по словам Козаченко, необходимо демпинговать или же покупать акции локальных компаний. К примеру, в Египте уже сегодня много предприятий с украинским капиталом. Но во многих государствах, по мнению Козаченко, выталкивать локальных операторов очень сложно и зачастую невыгодно экономически.
По словам Козаченко, в результате девальвации национальной валюты украинским сельхозпроизводителям два сезона подряд удается успешно наращивать выручку в гривневом выражении. Однако при этом они жалуются на повышение себестоимости импортной составляющей (импортные удобрения и семена, средства защиты растений, а также запчасти, горюче-смазочные материалы и техника, цена на которые также зависит от доллара).
По мнению Козаченко, украинскому АПК следует ориентироваться на другие рынки, являющиеся дефицитными, а европейские страны являются профицитным рынком, в связи с чем там весьма ревностно относятся к появлению новых конкурентов. Также Козаченко отметил, что украинский АПК, несмотря на все его проблемы, в настоящее время на порядок сильнее европейского, в связи с чем его боятся в Европе боятся. Козаченко отметил, что из-за этого Евросоюз не рад видеть украинские товары на своем рынке.