В конце февраля 2014-го переброшенные из Российской Федерации и с крымских баз Черноморского флота России войска без опознавательных знаков оккупировали Крымский полуостров. Накануне 2-й годовщины СНБО Украины обнародовал стенограмму заседания, которое состоялось 28 февраля 2014-го. Как следует из текста, ни Игорь Тенюх, исполнявший в то время обязанности министра обороны, ни руководитель Службы безопасности Валентин Наливайченко не одобрили предложения о вооруженном сопротивлении так называемым «зеленым человечкам». А за то, чтобы ввести военное положение, проголосовал лишь исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов, который при огромном желании мог бы сделать это единолично. Опытный крымский политик, временно исполняющий обязанности замглавы АП (с марта по июнь 2014-го при Турчинове), Андрей Сенченко в интервью изданию ЛІГА.net пояснил, почему тогда не ввели военное положение, а также, что необходимо сделать, чтобы россияне ушли с Крыма.
Упущенные возможности.
На вопрос о том, была ли у украинских властей реальная возможность противостоять оккупантам, Сенченко ответил: «На этот вопрос нет односложного ответа. Нужно четко разложить все произошедшие события во времени. 21 февраля 2014-го на Майдане еще шли столкновения, развязанные Януковичем с собственным народом. В Севастополе начались действия днем ранее, 20 февраля. Но тогда еще не было понятно, как далеко планирует пойти Россия. Поэтому, как только Турчинов стал и. о. президента, надо было делать реальные первые шаги. В тот период было важно поменять руководство крымского правительства. Сейчас, когда прошло два года, очень тяжело оценивать действия в такой ситуации. Через несколько дней, с 26 февраля, началась совсем другая реальность. В Крыму под парламентом уже шло противостояние между крымскими татарами и казаками, завезенными с Кубани, которыми руководил Аксенов. Также под плотным контролем спецслужб России находился Константинов. Я тогда отправился в Симферополь, долго общался с личным составом крымского «Беркута». Они забаррикадировались. Трехэтажное здание, в окнах мешки с песком, пулеметы, во дворе колонна БТР, все бряцают оружием. Встреча была очень тяжелой», - рассказывает Сенченко.
27 февраля, вспоминает он, реальность на Крымском полуострове бесповоротно изменилась. «Что можно было сделать с 28-го и на протяжении еще пары дней? Внедрить предложение, с которым выступила Тимошенко - завезти на полуостров большой дипломатический десант. Естественно, большинство послов не хотели ехать, однако можно было хотя бы попытаться. К примеру, для проведения «круглого стола». Это бы сбило темп. Россияне не смогли бы в присутствии послов устраивать какие-то бесчинства и эскалацию конфликта при помощи «зеленых человечков»», - полагает Сенченко.
Следует отметить, что недавно СНБО обнародовал рассекреченную стенограмму заседания 28 февраля, когда решался вопрос, как противодействовать оккупации Крыма. «Заседание СНБО - мероприятие, в котором принимает участие ограниченный круг людей, хотя он может расширяться согласно решению президента. Согласно протоколу, идею введения военного положения поддержал только Турчинов. Наливайченко и Тенюх были против. Турчинов мог принять такое решение самостоятельно, которое согласно Конституции на протяжении 2-х дней должен был утвердить парламент. По моему мнению, в той ситуации нельзя было вводить военное положение. Ведь в ином случае мы не смогли бы провести президентские выборы. И этим воспользовалась бы Россия», - отмечает он.
Как вернуть Крым?
Согласно словам Сенченко, сразу после оккупации полуострова у многих крымчан был всплеск ожиданий: мол, поедут толпы российских туристов с большими деньгами. Плюс ко всему обещания с умноженными на 3 зарплатами и пенсиями. Однако новые заработные платы уже намного меньше, кроме того, при новых ценах они практически нереальны для жизни. Поэтому настроения меняются, и в Москве это понимают. И ко всем крымчанам относятся с большим недоверием, причем даже к тем, кто размахивал российскими триколорами. Поэтому на полуострове сейчас развернуты российские репрессивные службы, по нормам на человека в три раза больше, нежели в российской столице. Российская Федерация выделила 2 основные группы риска: молодежь и крымские татары», - рассказывает Сенченко.
Согласно его мнению, в парламенте необходимо сформировать постоянный комитет по проблемам прифронтовых и оккупированных территорий, реинтеграции, деоккупации и вынужденных переселенцев. «Надо повернуть лицом к решению данной проблемы судебную власть. Политическое руководство государства должно определить для себя примерную дату возврата Донбасса и Крыма, и бросить на нее все усилия и на всех фронтах: экономическом, дипломатическом, юридическом. Есть все предпосылки внутри нашего государства и за его пределами, чтобы это был следующий, 2017 год. Формула мира для Украинского государства должна быть найдена за столом переговоров с государствами-участниками Будапештского меморандума. В настоящее время у нас нет никакой более твердой точки опоры. Да, Путин не хочет садиться за стол переговоров, однако мы должны требовать, чтобы за этот стол сели иные гаранты - Соединенные Штаты и Великобритания. Причем не просить, а требовать. Лишь всем вместе, прежде всего экономическими санкциями, можно посадить Россию за этот стол. В дополнение повестку дня должна сформировать украинская сторона: полное восстановление территориальной целостности и суверенитета нашего государства», - подчеркнул Сенченко.
Автор: Екатерина Кравец