В последнее время в украинской политике все задавались вопросом «Кто?», и в ближайшее время поиск ответа будет оставаться топ-темой политических дискуссий. Пока правительство осталось подвешенным максимум до осени, его следует рассматривать уже не как действующие, а как переходное. Это очень плохо, потому что перспектива открытия вакансии будут давить на всю политическую работу и будоражить нездоровую конкуренцию, преимущественно подковерного типа, об этом написал для «Новое Время» нардеп от БПП Алексей Мушак, с мнением которого знакомит издание «Биржевой лидер».
Что теперь делать полгода? Можно пережить короткую эпоху застоя, пока старые политические кланы будут уничтожать друг друга, распределяя должности заранее ради реванша. Задача для реформаторов - не втягиваться в нездоровые конфликтные темы в политике и не дать вернуться в колхоз «Тихая жизнь»; гарантировать публичный политический процесс, прежде всего при формировании нового правительства, и форсировать реформы. Не дать остановиться реформам - наиболее тяжелая технически, но проще с политической точки зрения задача. Экономические задачи имеют больше консолидирующего потенциала, и не надо ждать, пока сложится пазл нового правительства. Из тех реформ, которые необходимо принять за эти полгода - приватизация, создание цивилизованного рынка земли и валютная либерализация. Эти приоритеты - реальная декоммунизация экономики. Пока правительство подвешено, парламент должен работать.
Минимизировать государственный сектор. Приватизация - тема не только экономическая, но и политическая. Необходимо изменить философию приватизации - ее надо внедрять как антикоррупционную, а не как экономическую политику. Она должна делаться в целях уничтожения сектора теневых заработков и политической коррупции, а не призрачной надежды на доходность государственной экономики. Приватизация - это не поиск денег за счет продаж, это решительный поход против схем заработков на госбюджете.
С другой стороны, поиск эффективного собственника - это тоже не работа государства. Такую философию приватизации имела Чехия, и ее приватизационная политика является стандартом реформ. Чешское правительство считало, что надо повышать эффективность экономики страны в целом, а не отдельных предприятий. Рынок, а не государство рассудит, кто на самом деле является хорошим владельцем - поэтому они продавали советские заводы, а не вешали их на содержание граждан. Даже если некоторые из них прибыльные, это коррупционный заработок для немногих и бедность - для всех граждан Украины. В Украине каждый работающий ежегодно компенсирует 5 тысяч гривен задекларированных убытков государственных компаний. Необходимо определить короткий список 20-30 стратегически важных предприятий, принять соответствующий закон, а остальные отдать в частные руки.
В декабре мораторий на продажу земель продлили еще на год. Принимали с условием, что нужно время на новые прозрачные правила. Потому что вопрос земли чувствительный и способен вызвать социальный взрыв. Вместе с тем аграрная отрасль потенциально может стать локомотивом восстановления всей экономики и принести дополнительные миллиарды валютной выручки от экспорта. Поэтому вопрос земли стоит решить как можно быстрее. У парламента есть только два пути - ввести полноценное право собственности с правом продажи или создать рынок прав на аренду земли. Дальнейшего движения в режиме моратория не существует. Пугать обезземеливанием - примитивный популистский прием, который работал много лет. За витриной моратория, который позволил популистам сохранить чистые руки, выросли мощные агрохолдинги, которые управляют сотнями тысяч гектаров. Если мораторий не отменить, тенденция перехода земли в руки агрохолдингов будет продолжаться. Это окончательно избавит украинцев от возможностей получать реальную плату за аренду или перечеркнет естественное право продавать землю.
Декрет Кабмина о системе валютного регулирования принят в 1993 году. Еще даже гривны не было. Документ в части валютного контроля стал библией по созданию препятствий для иностранных инвесторов, постоянно дополняется десятками актов законодательства. Этот массив так и не помог сбить спрос украинцев на валюту, но стабильно держит подальше инвесторов, способных эту валюту принести на украинский рынок. Правда в том, обычный гражданин уже 100 евро не может купить за один поход в обменник. Это абсурд черного рынка, который всегда является результатом такой супер-регуляции. В целом система выстроена так, что ее барьеры высокие для добропорядочных предпринимателей, но слишком низкие для нарушителей. Тема курса - одна из самых острых кризисных тем для украинцев сейчас, и валютная либерализация должна стать первым маркером реального уменьшения давления на бизнес и допуска инвестиций.
Три названных шага достаточно простые и технические. Это не такой большой пакет законопроектов, но он может сделать большое дело – снести, наконец, символические памятники Ленину, которые расставлены в ключевых экономических сферах. Они много лет отпугивают инвесторов и предпринимателей с новыми идеями. «Это не просто остановит экономическую деградацию, но, по примеру восточноевропейских стран, сделает реформы необратимыми», - убежден Мушак.