По мнению экс-президента Украины, переговорный процесс в столице Беларуси по урегулированию конфликта на Донбассе является бессмысленным без наличия доброй воли Кремля. Более детально мнение Кравчука о бессмысленности минских переговоров без наличия доброй воли Кремля, изучали журналисты раздела Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Объясняя в интервью изданию "Фокус", почему он не принял предложение Леонида Кучмы заменить его на мирных переговорах в белорусской столице, Леонид Кравчук заявил, что это было размышление, а не предложение, и сделать такого рода предложение может только лишь нынешний глава государства Петр Порошенко. Политик отметил, что за свою жизнь он принимал участие во множестве переговоров и знает: любые международные переговоры должны заканчиваться подписанием какого-то международного документа. Данный документ должен соответствовать действующим нормам международного права и должен быть ратифицирован депутатами парламентов стран, принимающих участие в переговорном процессе – только после этого документ становится обязательным для выполнения государством.
Договоренности, подписанные в столице Беларуси, нельзя назвать полноценным документом – они, скорее, являются протоколом, подписи под которым ставят негосударственные деятели. Леонид Кучма, при всем уважении к нему, не представлял в Минске Украину как государство. Помимо этого, Кравчук не знает, кого представляли в белорусской столице люди, приехавшие из так называемых "народных республик", Российская Федерация в столице Беларуси ранее была почему-то представлена послом, а сейчас эту страну представляет экс-спикер Государственной думы. ОБСЕ, еще один участник переговорного процесса в Минске, не решает вопросов, связанных с международно-территориальными спорами. Экс-президент заявил, что ему просто не хочется делать вид, будто бы он что-то решает. Минские договоренности уже сыграли свою положительную роль – они пока продолжают оставаться единственной формой переговоров, однако необходимо искать и какой-то иной формат.
Данные договоренности, в принципе, не являются форматом, способным решить вопросы, связанные с территориальной целостностью Украины, с ее суверенитетом и с восстановлением Киевом контроля над госграницей. Помимо этого, параллельно с минскими ведутся переговоры и в "нормандском формате", но лидеры четырех стран по итогам данных переговоров не подписывают никаких документов.
Западные страны не собираются принимать непосредственное участие в борьбе Украины с Россией – Кравчук.
В настоящее время мировые лидеры могут сколько угодно апеллировать к условиям Минских договоренностей, ведь никакой ответственности за их невыполнение они не несут и стоят в стороне от этого процесса. Они могут заставлять выполнять условия данных договоренностей Российскую Федерацию, угрожая санкциями, могут при помощи уговоров заставить выполнить условия Минских договоренностей Украину. При этом по факту выходит, что Крымский полуостров аннексирован Россией, часть территории Донбасса не контролируется украинской властью, а подписанные документы можно назвать гибридными – сам Кучма отмечает, что он не припоминает таких документов.
Украина может себе дальше бороться с Россией – западные страны будут ей помогать, но непосредственно вмешиваться в данное противостояние они не собираются. До тех пор пока Украина не наведет в организации международных встреч элементарный порядок, Российская Федерация всегда будет иметь возможность заявить, что она ни в чем не участвует, а только лишь помогает украинской стороне разобраться с ее внутренними проблемами: мол, пускай Порошенко сам разговаривает с руководителями самопровозглашенных республик.
Объясняя, как бы он сам поступил в сложившейся ситуации, если бы был действующим президентом Украины, Кравчук заявил, что он бы обратился к странам, поставившим свои подписи под Будапештским меморандумом (РФ, Великобритании, США), а также к Франции и КНР, не подписывавшим меморандум, но предоставившим свои гарантии Киеву, и настаивал: все переговоры по украинским вопросам должны проходить в будапештском формате, при этом к переговорному процессу должна быть подключена еще и Германия. Этого нужно добиваться любой ценой, поскольку работа в минском формате длиться уже 1,5 года, однако результатов, по сути, до сих пор нет – ни один пункт договоренностей так и не выполнен. Не достигнута национальная цель Украины, заключающаяся в восстановлении суверенитета ее территории. Запад не воспринимает Минские договоренности, поскольку под ними нет подписей глав государств, а Будапештский меморандум, под которым стоят подписи президентов, западные страны не воспринимают, поскольку им это невыгодно.
Кравчук отметил, что Леонид Кучма также довольно скептически оценивает перспективы мирного переговорного процесса в белорусской столице. По его мнению, до того момента, пока Кремль не примет решение пойти на компромисс, никакого прогресса здесь ожидать не стоит. Но Кучма выполняет поручение, которое дал ему нынешний президент Украины – по словам Кравчука, лично он так работать бы не смог, поскольку умеет работать только тогда, когда видит перед собой возможность добиться реального результата.