Участники тематического круглого стола собрались для того, чтобы обсудить перечень лиц, угрожающих нацбезопасности Украины, вокруг которого уже давно ведутся серьезные споры среди представителей кино- и телеиндустрии. Режиссеры, продюсеры и менеджмент телеканалов задают вопросы относительно того, по какому принципу наполняется «черный список». Именно об этом говорили участники круглого стола, с высказанными на нем мнениями знакомит «Сегодня». Издание «Биржевой лидер» передает суть проведенной дискуссии.
На сайте украинского Минкульта опубликован действующий документ, который содержит на данный момент 83 фамилии российских деятелей культуры, продукция с участием которых запрещена к показу в Украине. При этом у украинских медиа и выпускающих компаний есть серьезные вопросы относительно наполнения данного списка и принципов, по которым это происходит. Так, в списке присутствуют фамилии тех, чья вина лишь в том, что они подписали известное письмо в поддержку аннексии Крыма, при этом не все из тех, кто его подписал, оказался в запретном украинском списке. Кроме того, ряд фамилий попавших под запрет в Украине оказался там по непонятным причинам (В. Талызина, В. Гафт, Н. Варлей), а вот таких одиозных персон, как Н. Михалков или Д. Киселев, в перечне нет.
Украинская продакшн-студия FILM.UA серьезно пострадала от запретов и потому выступила одним из организаторов круглого стола. Во время выступления соучредитель студии С. Созановский пояснил, что на данный момент индустрия не имеет понимания, кто из деятелей культуры и по каким критериям попадает в «черный список». Как результат, теряются целые пласты киноклассики. Так, к примеру происходит с четырьмя кинокартинами режиссера Р. Балаяна. Представители Минкульта попытались парировать, что запрет в том числе направлен на стимулирование выпуска украинской продукции и, соответственно, показ ее отечественными телеканалами. Однако на это представители индустрии возмутились: непонятно, как могут запреты стимулировать производство. На самом деле ситуация такова, что продакшн-студии находятся в неведении, запуская проект, не попадет ли его участник через некоторое время в «черный список». Все потому, что непрозрачна процедура, и она не подтверждена законом.
По мнению директора департамента развития «Медиа Группы Украина» И. Букреева, необходимы четкие критерии, по которым лица могут оказаться в списке запрета. Он также отметил, что нет возражений относительно необходимости отказа от российского медиапродукта в пользу показа украинского, но нет понимания, по каким параметрам оказался среди запрещенных телефильм «Мотыльки», произведенный студией FILM.UA, о чернобыльской катастрофе. Он полностью снят в Украине, но из-за присутствия в нем во второстепенной роли одного актера оказался запрещенным к показу.
В ответ на сформулированные вопросы участников круглого стола замминистра Минкульта Ю. Зубко (министр Кириленко не смог принять участие в мероприятии) пояснил, что формированием списков на запрет занимается единственный орган - СБУ. Именно оттуда приходят письма с указаниями для Минкульта, а затем соответственно автоматически направляются в «Госкино», где проходят проверку фильмы и сериалы на предмет участия в них запрещенных в Украине актеров. По сути, таким образом, Минкульт не занимается формированием культурной политики, а является передаточным звеном, перенаправляя списки от СБУ в «Госкино». Несмотря на все приглашения, ни один из представителей СБУ во встрече за круглым столом участия не принял, поэтому позиция службы по-прежнему остается неясной.
Со стороны исполнителя выступил председатель «Госкино» Ф. Ильенко, который вынужден был только признать существующую ситуацию. Он подтвердил, что «Госкино» занимается лишь аналитической и поисковой работой – отыскивает запрещенные лица среди создателей кинопродукции. Этот процесс занимает достаточно много времени, поэтому запретные списки постоянно корректируются по мере завершения проверок. Однако среди правообладателей контента, который запрещен к показу, есть все значительные телегруппы.
Как выяснилось в ходе дискуссии, изменения претерпела позиция «патриотичного» канала «1+1». Недавно там определенно выступали за запрет российской медиапродукции и вытеснение ее из украинского эфира. Однако теперь гендиректор «1+1 Медиа» А. Ткаченко сообщил, что лично пытается пробиться по телефонной линии в СБУ, чтобы выяснить принцип формирования «черного списка». Как пояснил Ткаченко, запрещенным оказался российский сериал «Кухня», который имеет один самых высоких рейтингов на ТК «ТЕТ», принадлежащем медиа-группе «1+1». Так что теперь Ткаченко запретами возмущен и выступает за соблюдение буквы закона.
Абсурдность обсуждаемого списка признала зампред Нацсовета по вопросам телерадиовещания У. Фещук. Она отметила, что поданный в парламент законопроект и то, что было проголосовано депутатами во втором чтении, отличается радикально. Занимавшийся подготовкой проекта закона партнер ЮК Jurimex Ю. Крайняк подтвердил, что первоначальная версия содержала четкие критерии определения персон, которые создают опасность государству, однако в окончательной редакции их уже не осталось, потому так много вопросов со стороны индустрии сейчас. В итоге участники встречи сошлись на том, что будут требовать пояснений от СБУ.