К концу года в Украине исчезнет ГАИ – вместо него будет работать патрульная полиция. Такое заявление было сделано главой патрульной полиции Евгением Жуковым во время интервью корреспонденту издания «Фокус» Дмитрию Синяку.
Евгений Жуков стал известен украинцам благодаря тому, что он принимал участие в боях за Донецкий аэропорт. В аэропорту Жуков был командиром сводной группы 79-й аэромобильной бригады. Однако в сентябре прошедшего года Жуков согласился на неожиданное для него предложение стать главой новой патрульной полиции Украины.
По словам Жукова, он не ожидал, что украинская общественность, которая в целом хорошо относится к военным, насколько дико ведет себя по отношению к сотрудникам полиции. Глава патрульной полиции отметил, что, по мнению многих, они имеют право отвечать на самые обычные вопросы правоохранителей грязными ругательствами, поэтому Жуков считает, что необходимо принять изменения в закон о полиции для того, чтобы у ее сотрудников было право хотя бы как-то наказывать тех, кто оскорбляет их.
Евгений Жуков отметил, что пока какие-либо изменения не были внесены, однако работа в этом направлении ведется. По его словам, с системой чрезвычайно сложно бороться, поскольку в Украине очень многие не хотят, чтобы патрульные полицейские продолжали работать.
Говоря о достижениях патрульной полиции, Евгений Жуков отметил, что патрульная полиция не является продажным органом, поскольку если бы лично у Жукова были бы доказательства того, что кто-то из сотрудников берет взятку, он сделал бы все для того, чтобы взяточник получил реальный срок. По словам главы патрульной полиции, иногда поступают сигналы по поводу продажи мест в патрульной полиции, хотя ни один из подобных сигналов не подтвердился. Помимо этого, Жуков сообщил, что патрульная полиция смогла завоевать огромное доверие и уважение со стороны украинцев, которым вовсе не могла похвастаться милиция. Однако, по словам Жукова, для того, чтобы не потерять это доверие, необходимо много работать.
Также Жуков рассказал, что, по его данным, за время работы патрульной полиции уровень преступности по некоторым отдельным пунктам снизился, несмотря на то, что многие говорят о его росте. По мнению Жукова, такие расхождения в данных связаны с пристальным вниманием к патрульной полиции – если бы ее не было, никто не говорил бы о том, что уровень преступности вырос. Так, по данным Жукова, с июля по декабрь прошлого года число угонов выросло на 15 процентов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, однако при этом, по его словам, следует учитывать, что после того, как патрульная полиция начала работать, выросла и раскрываемость подобных преступлений.
Жуков был шокирован тем, что прокуратура по делу Олийныка поддержала сторону пьяного водителя BMW.
Говоря о том, что прокуратура поддержала сторону пьяного водителя BMW, который устроил гонки с патрульными полицейскими по ночной столице Киеву, Жуков отметил, что он был шокирован этим. По его словам, Анатолий Матиос, заместитель генерального прокурора, делающий заявления по этому делу, в том числе является и военным прокурором. Однако, как отмечает Жуков, несмотря на то, что в армии существует проблемы, о которых ему известно не понаслышке, прокуратура почему-то не занимается ими. Также в Украине существует множество других громких дел, расследование по которым не проводится, однако прокуратура на это тоже не обращает внимания.
Комментируя меру пресечения, избранную в отношении Олийныка, Жуков сообщил, что патрульный пришел в полицию в качестве свидетеля, однако уже в час дня ему было объявлено подозрение, а в четыре часа состоялось судебное заседание, на котором для него была избрана мера пресечения, и уже в десять вечера Олийнык был арестован. По словам Жукова, 17 народных депутатов пришли в суд, намереваясь внести залог за Олийныка или же взять его на поруки, однако судьей вопреки всему было принято решение о том, что простой полицейский Олийнык представляет опасность для общества и может оказывать давление на следствие. По этой причине Олийныка на два месяца посадили в СИЗО, хотя позже мера пресечения была заменена на домашний арест.
По словам Жукова, из истории с погоней за BMW в полиции сделали выводы по поводу того, что у патрульных больше не будет таких жестких погонь, ведь это же не кино. Необходимо преследовать преступника, держать его в поле зрения и передавать направление его движения другим экипажам, однако преследование должно завершаться не стрельбой по колесам, а блокированием автомобиля преступника машинами патрульной полиции. Помимо этого, Жуков рассказал, что во всех городах полицейские будут проходить курсы экстремального вождения, которые пока были организованы только во Львове и Ужгороде.
Помимо этого, Жуков отметил, что патрульные в аварии попадают не чаще, чем в них попадали работники ГАИ, однако в случае с ГАИ это ни у кого не вызывало особого интереса. Теперь же все наперебой спешат сфотографировать разбитую машину патрульной полиции. Конечно, по словам Жукова, аварии происходят нередко, однако машины застрахованы, поэтому это незначительная проблема.
Рассказывая о прозрачности полиции, Жуков отметил, что сайт патрульной полиции находится еще в процессе разработки. По его словам, под этот сайт создается нескольких новых программ, которые предоставят возможность каждому увидеть, кто был оштрафован и за какие нарушения, а также другую подобную информацию. Также будет добавлена возможность отправлять полиции фотографии правонарушений с помощью специального приложения для телефона, чтобы полицейские могли использовать эти фото в своей работе.
По словам Жукова, к концу нынешнего года патрульная полиция будет полностью заменять ГАИ. Он сообщил, что на сегодняшний день в патрульной полиции работает 8 тысяч человек, но к концу года их число вырастет уже вдвое. Также Жуков рассказал, что полностью ГАИ заменили патрульной полицией пока лишь во Львовской области.