Президент России Владимир Путин станет затягивать историю с плененной летчицей Надеждой Савченко столько, сколько будет это помогать реальному ослаблению украинских властей. Об этом 10 марта в авторской колонке издания Newsru.uа размышляет Виталий Портников.
Какие вопросы будоражат постоянно общественное мнение нашей страны касательно суда над Надей?
Основные из них следующие: почему Украинским государством не делается ничего для того, чтобы освободить летчицу? Почему ее не обменивают? По каким причинам не ведутся по ней переговоры? Возможно, кто-то боится, что возвратится отважная украинка?
Эти и им подобные вопросы тиражируют непрестанно. Эксперты редакции «Новости Украины» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что пиарятся на них и подогреваются темой украинской – нашей именно, а не российской державной ответственности – постоянно пропагандисты Кремля и контролируемые ими информационные ответвления в нашем отечестве.
Давайте смотреть в лицо правде.
Судьба Надежды зависит от одной личности. И эта личность – Путин. Савченко упрямая и готова ломать московский сценарий даже ценой своей жизни, не говоря уже о ее здоровье. Но и хозяин Кремля упрям и по-прежнему собирается держаться выработанного им сценария. Здоровье и жизнь Савченко есть, разумеется, для него пустым звуком. Более того, происходящие вокруг украинки события полностью сейчас соответствуют его властным интересам, поскольку они подогревают раздражение наших соотечественников по поводу собственной их власти и ее поведения. А значит, ослабляют позиции противостоящих Кремлю противников. А значит, позволят в будущем добиться от этих противников политических, по сути, уступок. Потому что противники, которые не поддерживаются своим народом, гораздо удобнее противников, опирающихся на настроения общественного мнения.
Поэтому Владимир Путин тянет историю с плененной летчицей настолько, насколько этой историей ослабляется авторитет отечественной государственности. Не больше, однако и не меньше. В случае если придется для этого жертвовать Надиным здоровьем – пожертвует и им. Если надо для этого пожертвовать жизнью героини – пожертвует. И какие-либо обращения от общественности, какие-либо заявления лидеров Запада, какие-либо угрозы новых списков и санкций на него не повлияют сейчас. Как не влияют на путинские намерения соображения об обмене на Савченко кого-нибудь из россиян, пребывающих в нашем государстве – тех же Александрова и Ерофеева. Потому что Владимиру Путину не интересны совершенно чьи-то жизни, он осуществляет руководство страной, которая живет совершенно в другой ценностной и идеологической системе. Между прочим, мы тоже в данной стране жили недавно и фразу Иосифа Сталина, ответившего отказом поменять своего сына на германского фельдмаршала по фамилии Паулюс со словами «солдат не меняю я на фельдмаршалов», оценивали как признак доблести, но вовсе не как выходку дегенерата. Так чему же удивляемся мы?
Путинское окружение и их пропагандисты как бы опьянены удачным ходом игры. Не удалось им добиться зримой истерии в нашем обществе во время процесса над Кольченко и Сенцовым, когда хватали активистов крымскотатарского народа в Крыму и когда ни за что арестовывались наши соотечественники в Российской Федерации. Оказалось, что дело Нади есть именно тем крючком, на который возможно зацепить украинскую рыбу – и тащить до тех пор на сушу, когда она задохнется вконец от бессилия и гнева. Какие же злодеи добровольно отказываются от таких наживок – наживок разжигания ненавистного отношения к власти враждебного государства и дестабилизации?
Значит ли это, что не верны поступки и действия летчицы Савченко? Нет, не значит. Она поступает абсолютно осознанно, приковывая внимание к российскому беззаконию. Она ведет борьбу за внимание к нему мира и к собственной судьбе – и одерживает победу не только по той причине, что есть депутат и известный человек, а и потому еще, что отчаянная она и способна пожертвовать собой. Поэтому именно она в состоянии в одиночку выстоять против российской всей машины государственного принуждения.
Нет, не действия украинки неверны. Неверными являются проявления истеричной реакции на такие попытки и действия целого ряда лиц, чтобы заработать самим себе вызывающий сомнение политический капитал на всем происходящем. Именно такой реакцией и именно этими попытками и помогают хозяину Кремля. Они именно, а вовсе не поступки Савченко превращают в конечном счете саму Надю из героини, готовой и способной к борьбе с авторитарной кремлевской системой, в откровенную заложницу путинского плана дестабилизации нашей страны, а процесс над летчицей – в подручный инструмент для такой дестабилизации.
Надежда Савченко не нуждается в наших истериках. Нужно ей государство, которое способно в тяжелый момент к самоуважению и консолидации.
Тем веменем главой евродипломатии Федерикой Могерини озвучен призыв к России об освобождении украинской летчицы. Госпожа Могерини заметила, что теперь это больше не политический и юридический случай. Это теперь дело сочувствия человеческого.
Она также добавила, что освобождением Савченко Москва показала бы верность своим обязательствам по Минским договоренностям, требующим освобождения пленных, заключенных.