ВРУ своими 278 голосами "за" приняла необходимый последний безвизовый закон о современных электронных декларациях. Нардепы зеленый свет дали позитивному отчету членов Еврокомиссии по отмене виз для украинских граждан уже в этом году. Свой отчет ЕК передать может на согласование в Совет Европы уже в апреле.
Из документа исчезли скандальные нормы, которые внесли "проектом Денисенко" с голоса, а именно: о переносе на год введения настоящей уголовной ответственности за ложь в декларации и самой возможности не указывать в данной декларации имущество родственников, не проживающих с декларантом. В целом много депутатов называют сам проект прогрессивным и европейским: свое состояние госчиновники задекларировать должны будут в электронной форме уже в нынешнем году, указав наличку, хранящуюся дома, драгоценности, антиквариат и предметы, стоимость которых более 137,8 тыс. гривен.
Немало и весьма неприятных отзывов о законе. Депутаты побаиваются, что с активным расширением базы всего декларируемого имущества и уже ранее открытых баз данных недвижимости в Украинском государстве могут участиться грабежи и угоны авто. Более того, не слишком понятно, кто и как должен оценивать антиквариат – в законе это никак не прописано. Зато для большего удобства заполнения данных деклараций создан спецпортал.
"Члены ВРУ поделились своим мнением по поводу тонкостей системы отечественного электронного декларирования", - отмечает "Сегодня.ua".
"За" и "против" инновационной системы.
Глава фракции "Самопомич" О. Березюк заявляет, что сейчас этот вопрос детально изучается. Дело здесь в том, что кто был чиновником, то давно заполнял декларацию. Единственное, что в наши дни будет нужно немного больше это делать. Задекларировать те к примеру, картины, которые являются слишком дорогими. При этом весь компромисс закона в том, что нет необходимости указывать их цену. Второй важный вопрос – есть понятие уголовной, а также административной ответственности. "Закон жесткий, но достаточный, чтобы честным людям это все можно было декларировать, говорит парламентарий", - информируют специалисты издания "Биржевой лидер".
Депутат от БПП В. Денисенко отмечает, что по имуществу, которое купили раньше (до отчетного года, за который официально подается декларация), в декларацию вписывают год покупки и саму его стоимость именно на тот момент. Если дом купили неизвестно когда, то в декларации указывается сумма покупки, исходя из акта купли-продажи на минуту заключения договора. А то, что в этом году куплено (в отчетном году, за который официально и подается декларация), важно декларировать, если общая сумма покупки превысила 50 минимальных зарплат. "Но вы должны задекларировать еще и место нахождения своих денег (если их хранят дома), и дальше это самый первый шаг к настоящим грабежам. Это вообще абсурдная норма: люди могут специально посмотреть в реестрах, где проживает чиновник, глянуть в его декларации, что у него есть, просто прийти и ограбить", - считает Денисенко.
Внефракционный нардеп Б. Береза отмечает, что существует, действительно, определенная проблема. Кто станет производить оценку и непосредственно на основании чего? Несет ли данный оценщик ответственность? К примеру, если оценщик заявляет: "Эта картина стоит 1 доллар", и внезапно выясняется, что она стоит 100 тыс. долларов, кто в таком случае несет ответственность: оценщик или же тот, кто подал данную декларацию? К тому же независимые оценщики могут оказаться слишком зависимыми, если на них сильно надавить. И в этом случае закон могут развернуть против какого-либо нардепа. Также важен вопрос: как хранить многие эксклюзивные вещи? Ведь госчиновники будут должны описать свое имущество и при этом написать, что есть у них. Это не слишком корректная ситуация. Дается наводка в обществе, в котором на данный момент криминалитет занимает серьезную силу, и органы милиции с ним не справляются.
Член "Оппозиционного блока" Ю. Мирошниченко отмечает, что в декларациях и реестрах раскрывается информация, которая может оказаться источником опасности для многих граждан. Но что касается самой проблематики декларирования, то она зависит от права применения и непосредственно политической культуры. Но одновременно есть большая опасность, связанная с явно выборочным применением законодательства, а также способом для некоего политического давления на тех или иных публичных людей. Если какой-то нардеп не хочет голосовать, или кто-то даже проявляет нелояльность, или переходит в ряды оппозиции, то очень легко с помощью данной проверки (на добросовестность заполнения самой декларации) возбудить дело и т. д.
Глава политфракции "Народный фронт" М. Бурбак заявляет, что это был такой поистине консенсусный законопроект, где самые одиозные поправки все-таки были исключены. Во-вторых, уверен парламентарий, повлиял на его принятие и визит в Брюссель (во время специальной украинской недели в нынешнем Европарламенте) где депутаты осознали, что в заложниках держат весь народ, что им неудобно будет что-то декларировать, это их личные проблемы. Поэтому в "Народном фронте" не возникало дискуссий. А по поводу разных разговоров о том, что открытие реестров и само расширение базы декларирования спровоцировать может преступность, - это все преувеличено.