Изменения, которые произойдут на оккупированной территории Украины за время пребывания регионов вне украинского суверенитета, описал Павел Казарин. Он полагает, что на момент возвращения сильно изменится и Крым, и Донбасс. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Украинскую правду».
Политический обозреватель Павел Казарин в публикации своего блога поделился размышлениями по поводу предстоящего возвращения Крыма под суверенитет Украины. В частности, по мнению журналиста, первой фразой, которую украинский политик произнесет, сойдя с трапа самолета в Крыму, будут слова «мы вам привезем хлеб». Он убежден, что другие слова, скорее всего, будут не актуальными, поскольку на возвращение полуострова согласится Россия только в случае кризиса, при котором главными запросами населения окраин будет еда и стабильность.
Развитие ситуации именно по этому сценарию Казарин считает вполне нормальным, поскольку за некоторые изменения человечество обязано платить высокую цену. К примеру, только агрессия Кремля положила конец многолетнему спору о количестве государственных языков в Украине. Скорее всего, без войны и аннексии украинцы еще долго не могли бы окончательно определиться с приоритетами в направлении внешней политики.
Более того, без Крыма и Донбасса вряд ли произошла бы консолидация, не было бы волонтерского движения, как и армии. Любой человек, рассуждающий о возможном появлении в Украине «русских танков» и дальше воспринимался бы окружающими как маргинал-фантазер. Оккупация части территории для украинцев стала также стимулом для мобилизации, многие второстепенные вопросы ушли из повестки. Исчезли не только иллюзии, но и право избирать и быть избранными у многих граждан с откровенно просоветской ориентацией.
Промышленным центром Донбасс уже не будет.
Любой кризис по природе своей является также окном возможностей, в украинском случае это шанс на окончательное самоопределение с моделью функционирования социума и распределением ролей внутри страны. Сейчас у Украины есть возможность четко определить роль самого государства и целесообразность присутствия отдельных его институтов. Не менее важно и то, что только Украина будет определять условия, на которых оккупированные территории вернутся обратно.
В случае с Донбассом Киев вправе отказаться от боснийского сценария. Сейчас Украина является субъектом переговоров, а не объектом обсуждения, что дает возможность как минимум избежать невыгодных для нее решений. От этих регионов, которые были в 2013 году, и Донбасс, и Крым в момент возвращения под украинской суверенитет будут сильно отличаться. Нет никакого смысла ожидать, что у Донецка или Луганска есть шанс повторно стать промышленными центрами – квалифицированные работники регион покинули, предприятия распилены на металлолом или вывезены в Россию.
Без войны Донбасс, как советский индустриальный монстр, продолжал бы существовать в формате великолепия монументального, но неэффективного. Дотационные предприятия, которые Киев вряд ли решился бы закрыть, уничтожены или вывезены за границу. Те, кого ранее именовали «донецкими элитами», маргинализированы. Сейчас судьба региона непосредственно зависит от Киева, которому волей-неволей придется разрабатывает стратегию развития Донбасса.
Сильные изменения ждут и Крым, но ситуация с возвращением полуострова более сложная и легкая одновременно. Легче ситуация с той точки зрения, что аннексия проходила бескровно, поэтому противостояние не имеет статуса сакрального. В домах нет фотографий с траурными ленточками, дети не остались без родителей. Сложность заключается в том, что современная Россия за полуостров будет держаться очень крепко.
Большой вулкан готовится к извержению.
Казарин, как и многие другие обозреватели, уверен, что возвращение к дискуссии о статусе Крыма станет возможным только после ухода из главной должности в России теперешнего президента. О временах «после Путина» сейчас активно размышляют российские оппозиционеры, в риторике многих из них присутствует возвращение Крыма под украинский суверенитет, но не это главное. Скорее всего, ситуация после ухода нынешнего хозяина Кремля будет безрадостной.
Экономика будет в коллапсе, а разрастающийся кризис заставит новых руководителей принимать срочные решения. Также ожидается существенный рост центробежных настроений и крах созданной ранее архитектуры власти. В такой ситуации безальтернативным вариантом для спасения активов российских элит будет нормализация отношений с Западом. Москве останется только вернуть отношения с Европой до формата 2013 года, обнулив все последующие события.
На практике это значит, что Россия нынешнего дня начинает напоминать вулкан, готовый к извержению буквально в любой момент. На данное время можно наблюдать только эпизодические выплески лавы, но масштабное действие в ближайшей перспективе есть. Для крымчан это в первую очередь означает предстоящую дезориентацию, поскольку не на такую Россию они рассчитывали. Жаждущие стабильности жители Крыма вполне ожидаемо почувствуют себя обманутыми.
Первые намеки на то, что Кремль готов вернуться к переговорам о статусе полуострова создадут ажиотажный спрос на услуги Керченской переправы. Те крымчане, которые покидать полуостров не пожелают, вынужденно будут размышлять о собственном будущем на фоне тревожных известий из Москвы. Для политического будущего российской элиты отказ от Крыма является угрозой, но именно это решение может стать ключевым для сохранения всей страны. Соответственно, пока первая фраза о хлебе не будет актуальной – приезд украинских политиков в Крым, как и смена флагов, видимо, также не имеет смысла.