Сегодня в возрасте 77 лет в Киеве умер народный артист Украины, режиссер и депутат нескольких созывов Верховной Рады Лесь Танюк. Известный украинский деятель успел за свою жизнь также написать около шестисот публикаций на политическую и культурную тематику, а также множество стихотворений. С личностью видного украинца знакомит издание «Биржевой лидер».
Родился Танюк в Киевской области, селе Жукин, в 1938 году. Его родители были учителями. Так сложилось, что детство прошло с родителями в немецком концлагере. По возвращении семье не разрешили жить в Киеве, и Танюки переезжают на родину отца, в Луцк. Здесь Танюк оканчивает школу, работает литейщиком-формовщиком на заводе, потом он стал студентом культпросветтехникума, а вместе с тем и актером областного театра драмы. Затем был студентом Института театрального искусства им. Карпенко-Карого в Киеве, где получал знания по специальности «режиссер театра и кино».
В 1959-1960 годах Танюк стал одним из основателей Клуба творческой молодежи в Киеве - основного объединения украинских шестидесятников, избран первым президентом Клуба. В КТМ было около 900 человек, а вместе с региональными отделениями - до 2 тысяч, в том числе членами Клуба были И. Светличный, А. Горская, И. Драч, В. Чорновил, С. Параджанов, Н. Корниенко, В. Стус, В. Симоненко. Большой интерес и резонанс в то время вызвали вечера памяти Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки, Леся Курбаса, современной поэзии. В КТМ регулярно устраивали чтения рефератов о творчестве репрессированных авторов. Очень скоро выяснилось, что деятельность КТМ выходит за официальные границы - выставки, обсуждения, туристические поездки с целью изучения архитектурных и исторических памятников Украины, поэтические вечера, театральные спектакли в постановке Танюка, кинофильмы, публикации статей и книг откровенно протестного антитоталитарного характера.
Такая деятельность усилила напряжение вокруг КТМ. В 1962 КТМ подал власти список церквей и исторических памятников, которым грозит уничтожение, с требованием принять соответствующие меры. Тогда же группа членов Клуба под руководством Танюка ездила на Соловки и собрала там материалы о репрессиях украинской интеллигенции. В КТМ была создана комиссия с участием Танюка для проверки данных о массовых захоронениях жертв сталинских репрессий. По результатам опроса местных жителей был составлен Меморандум властям с требованием расследовать события 30-х годов, связанные с расстрелами в Быковне, с захоронениями жертв репрессий. На клуб началось давление, и Танюка сняли с руководства КТМ, но он продолжал фактически руководить до окончательного закрытия клуба в конце 1964 года.
В 1965 году из-за преследований со стороны властей Танюк вынужден был уехать в Москву, где работал до 1986 в нескольких театрах. Он имел отношение к постановкам около полусотни спектаклей, нескольким телекинофильмам, книгам, сборникам стихов, переводам. В 1986 году, через месяц после Чернобыльской катастрофы, Танюк вернулся в Украину на должность главного режиссера Молодежного театра Киева, откуда его после удачных спектаклей и серии протестных театральных вечеров по инициативе Киевского горкома КПУ уволили «за несоответствие должности» без права работать в театрах.
В марте 1990 года Танюк был избран депутатом Верховной Рады. Он стал одним из инициаторов запрета КПУ в 1991 году, а в 1995 году он возглавил Всеукраинский Комитет по подготовке суда над КПУ - «Нюрнберг-2». В 1996 году он стал координатором одноименного депутатского объединения в Раде. Всего Танюк был депутатом пяти созывов, председателем Комитета по вопросам культуры и духовности, членом Нацкомиссии по делам ЮНЕСКО. Ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Украины. Он также был руководителем актерского и режиссерского курсов в Киевском театральном институте им. Карпенко-Карого, председателем Нацсоюза театральных деятелей Украины. Награжден орденом Ярослава Мудрого в 1998 году.
Говоря с позиции большого опыта работы в искусстве, и в частности в театре, Танюк отмечал, что современный украинский театр переживает серьезный кризис. Советская власть давила цензурой, существовала партийная организация, на партийную организацию давали деньги, и затем шла работа по «очеловечиванию» советской диктатуры. Но именно театрам удалось сломить систему советской диктатуры. Такие режиссеры, как Товстоногов, Эфрос, Любимов, силой духа ее развалили, стремлением видеть индивидуальность человека, а не «винтиков». Но теперь в настоящее время не приходится говорить о расцвете украинских театров. Театры ищут своего мецената, а те требуют свой портрет в фойе у всех на виду или лезут в творческую политику коллектива по репертуару. Хотя при этом Танюк отмечал студийное движение, где молодежь-студенты из театральных институтов и студий делают спектакли для себя, самопознают и набираются опыта, оттачивают мастерство.
Важной работой практически всей сознательной жизни Танюка стало написание дневников. С 1956 года и по последние дни он писал об истории советской и постсоветской жизни без прикрас, в том числе о становлении и развитии шестидесятников. Успел издать 38 томов из задуманных 60-ти.
Умер Лесь Танюк
Автор: Денис Мягкий
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.