Группа нардепов предлагает заменить налоговую милицию финансовой полицией, отобрав «карательные» полномочия у Государственной фискальной службы (ГФС). В парламенте настаивают на том, что налоговая милиция в сегодняшнем состоянии демонстрирует неэффективную работу, оказывая значительное давление на бизнес. Тем не менее Министерство финансов, ранее ратовавшее за новую службу в структуре ГФС, может помешать инициативе депутатов, поскольку с появлением самостоятельного ведомства министерство лишится надежного инструмента, который обеспечивает контролируемые Минфином поступления в бюджет. Об этом говорится в материале, обнародованном «Апострофом».
Парламентарии предлагают создать Финансовую полицию – новую службу, которая должна стать заменой налоговой милиции, подчиненной Государственной фискальной службе. По замыслу, финполиция должна стать самостоятельной структурой, подотчетной сразу Минфину, Раде и Генпрокуратуре. Проект соответствующего закона на этой неделе был зарегистрирован группой депутатов из «Блока Петра Порошенко», «Народного фронта», «Самопомичи» и «Радикальной партии».
Идея создать новую службу вместо налоговой милиции не является новой. Так, в прошедшем году Минфином в рамках налоговой реформы было анонсировано создание Службы финансовых расследований (СФР), которая должна была оставаться в структуре ГФС. Помимо этого, в августе прошедшего года предложение о ликвидации налоговой милицию с последующим созданием ее альтернативы, имеющей незапятнанную репутацию, поддержал Арсений Яценюк, премьер-министр Украины. По его мнению, новую службу нужно сделать «демилитаризованной», без автоматов, без погон, однако с мозгами и с сильными сотрудниками, способными отслеживать все схемы по уклонению от налогообложения, по формированию незаконных налоговых кредитов и конвертационным центрам.
По мнению Ильи Несходовского, эксперта «Реанимационного пакета реформ» (РПР), между двумя подходами – минфиновским и депутатским - существуют значительные различия. Эксперт отметил, что налоговая милиция, находясь в структуре ГФС (министерский вариант), применяется не столько для расследования преступлений, что является ее главной функцией, сколько для наполнения госбюджета и оказания давления на бизнес. А вот в депутатском варианте основной функцией нового органа должно стать именно расследование преступлений. При этом у ГФС будут оставаться полномочия по работе с административными нарушениями. По словам Несходовского, никто не собирается передавать «административную ответственность» Финансовой полиции – у ГФС останется наложение штрафов за подачу отчетности несвоевременно, а также за нарушения сроков уплаты налогов. Однако, по мнению эксперта, уголовные дела не должны входить в задачи ГФС.
Деятельность нового органа, главным образом, будет направлена на расследования в отношении бизнесменов, уклоняющихся от налогообложения и скрывающих прибыль. Вряд ли это ведомство могут чем-то заинтересовать обычные граждане. Так, по словам Андрея Журжия, одного из авторов законопроекта, доходы 95 процентов украинцев составляет только зарплата, в связи с чем к ним не должно быть претензий: работодатель после выплаты зарплаты удерживает налог и платит его. При этом нардеп подчеркивает, что для частных лиц не существует никакого риска.
«Боевой единицей» Финансовой полиции станут детективы.
Помимо этого, депутат считает, что при условии сохранения службы в подчинении ГФС налоговая милиция по-прежнему будет выполнять функции карательного органа, «прессуя» бизнес, чтобы выполнить план по наполнению бюджета. По словам Журжия, анализ деятельности налоговой милиции за последние два года в составе ГФС показывает, что примерно 85 процентов дел, которые были возбуждены в связи с уклонением от уплаты налогов, закрыли в связи с отсутствием состава преступления. Нардеп отмечает, что это свидетельствует о весьма низком качестве работы. В связи с этим, по словам Журжия, в случае, если оставить Финансовую полицию ГФС, модель карательного органа никуда не исчезнет: одной рукой выписывают акт проверки, а другой – возбуждают уголовное дело.
В соответствии с депутатским законопроектом, детективы, наделенные оперативными и следственными полномочиями, должны стать основной «боевой единицей» Финансовой полиции. Как отмечается в пояснительной записке к документу, детективы в своей работе будут использовать базы данных, собирая доказательства, не вмешиваясь в работу бизнеса вплоть до возбуждения уголовного дела.
Детективы и руководство Финансовой полиции будут подбираться на конкурсной основе. Руководитель этого органа будет назначаться на 5 лет. Детективы будут набираться по квотам: не более 25 процентов бывших работников налоговой милиции и лиц, работавших в профильных департаментах МВД и СБУ. В то же время штат Финансовой полиции будет ограничиваться 3 тысячами человек. По словам Журжия, это приблизительно в два раза меньше, чем работает сегодня. Так, только в прошедшем году число сотрудников налоговой милиции составляло около 5,5 тысячи.
Помимо этого, по меньшей мере, раз в год детективы Финполиции, как предусматривается законопроектом, будут должны проходить психофизиологическое исследование с использованием полиграфа. Конечно же, при этом подразумевается, что зарплата детективов будет выше, нежели сегодня у сотрудников налоговой милиции. По информации авторов документа, средняя зарплата работников налоговой милиции в прошедшем году составляла приблизительно 4,7 тысячи гривен.