Представитель украинской группы в трехсторонних переговорах в Минске Роман Безсмертный накануне пообщался с журналистами на тему того, какие конкретно пункты соглашения мешают на сегодняшний день сторонам прийти к общему знаменателю. В частности речь идет об амнистии, переходной юстиции и избирательной безопасности. Пока предложения по ключевым вопросам противоборствующих сил противоречат друг другу, из-за чего слишком рано говорить о достижении принципиального консенсуса.
К примеру, перед объявлением амнистии в обязательном порядке еще необходимо провести демобилизацию и демилитаризацию, но эти стратегически важные процессы пока продвигаются не так быстро, как этого хотелось бы украинской общественности. Боевики настаивают на том, чтобы их армейские подразделения получили статус народной милиции, но Киев ни при каких обстоятельствах не желает, чтобы сегодняшние международные террористы уже завтра сконцентрировали в своих руках официальную власть и полномочия. Такой результат удовлетворит лишь агрессивный путинский режим.
Уполномоченные представители Украины предпочитают отталкиваться в переговорном процессе исключительно от существующей международной практики. Именно поэтому ни в коем случае российские военнослужащие не имеют права на то, чтобы получить власть на украинских территориях. Если Россия настолько сильно желает навязывать сторонам свое мнение, то она должна признать свое участие войне, но на это Кремль явно никогда не решится. Наемники в то же время отвергают процесс обмена незаконно удерживаемых заключенных. Официальное руководство оккупационного войска всячески делает вид, что абсолютно не понимают смысла данного процесса.
В некотором смысле логику среднестатистических боевиков понять можно, ведь на место ликвидированных и захваченных соратников из России в обязательном порядке прибудет новая живая сила, но для Киева важно освободить всех украинцев из российского террористического плена. Тем не менее рядовые наемники банально не понимают того, что в случае своего попадания в плен их также бросят и забудут.
Деловое издание «Биржевой лидер» отмечает также весьма спорные вопросы, возникающие в процессе проведения амнистии. Освобождение украинцев из рук боевиков выглядит абсолютно логичным, но непонятно, что делать с «заблудившимися» кадровыми российским военнослужащими, которых якобы нет и не было на территории Донбасса. Ни о какой справедливости в данном случае речи идти не может. С одной стороны - защитники Родины, а с другой – военные преступники и участники оккупационной деятельности. Их обмен явно не является равнозначным. Предложение противоборствующей стороны заключается в том, что к пленным должна быть применена такая же амнистия, как и к активистам Майдана, но не стоит сравнивать внутренние процессы в стране с войной между соседними государствами.