Жители разных регионов Украины на самом деле несколько отличаются между собой. Наличие различий стало причиной появления целого ряда мифов, которые зачастую не имеют ничего общего с действительностью. В неправдивых сведениях, связанных с жителями Западной Украины, разбирались журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
В украинском общественном мнении присутствует огромное количество стереотипов. Самым лучшим способом установить для себя правдивость той или иной информация о жителях другого региона является непосредственное знакомство с местным населением. Уроженец Крыма историк Игорь Лильо во Львове работает экскурсоводом. В своей публикации для издания «Фокус» он поделился информацией о мифах, связанных с жителями Западной Украины.
О своем опыте историк рассказывает, что только во время путешествия на запад Украины убедился в неправдивости образа кровожадного западенца, который старательно культивировался в сознании крымчан. Для украинской реальности характерно распространение мифов, связанных с регионами, расположенными по краям географии страны. Вряд ли кто-то без труда вспомнит о характерных особенностях жителей Черкасской или любой другой области Центрального региона, но сказок о западенцах и жителях Донбасса могут рассказать немало. Особенно интересны следующие небылицы:
- у каждого бандеровца-западенца в огороде прикопан как минимум автомат. Вряд ли всех жителей западного региона Украины следует называть бандеровцами, поскольку население неоднородно. В некоторых регионах Закарпатья, расположенных возле границы с Венгрией, бандеровцев и вовсе никогда не было. Некоторые жители региона идеи украинской независимости поддерживают, но не соглашаются с мыслями, которые озвучивал в свое время Бандера.
Автоматов и пулеметов в каждом огороде нет, советская власть в свое время провела эффективную работу над тем, чтобы обезвредить сторонников Бандеры. Также общеизвестно, что жители других украинских регионов не всегда отличают ОУН от УПА. Если ОУН являлась больше организацией идеологической направленности, то УПА – сила военная. Над снижением военного потенциала повстанцев Советы поработали очень хорошо;
- нетерпимость к русскому языку, вплоть до убийства за слово, сказанное по-русски. Абсурдность этого утверждения понимает любой человек, которому когда-либо пришлось побывать во Львове. Недавняя перепись населения показала, что от 14 до 17 процентов население называют родным русский язык. При этом совсем не обязательно, чтобы эти люди были этническими русскими, среди них есть поляки, литовцы, евреи, греки.
Приблизительно 120 тысяч жителей Львова являются русскоязычными. Очевидно, что для гипотетического очищение города от русского языка пришлось бы сильно постараться, одними только распятыми мальчиками и эпилептическими бабушками обойтись не удалось бы. С другой стороны, целесообразно рассмотреть причины отторжения русского языка жителями региона, которые более чем веские.
Русский язык для населения Западной Украины является языком режима, который пришел на эту территорию в 1944 году. Скорее всего, отторжение вызывает не сам язык – если бы советский режим говорил на условном грузинском или узбекском языке, это наречие вызывало бы ненависть у западенцев. Этническим русским не были ни Сталин, ни Берия, Но оба они говорили на русском языке и сотворили немало зла. Возможно, на негативное восприятие языка оказывает влияние историческая память. Очевидно также, что теперешняя «защита русскоязычных» внесла свою лепту в негативное отношение к русскому языку;
- западенцы – селяне, которые только и копаются в огородах. До 1939 года украинцы на самом деле преимущественно состояли из сельского населения, но вряд ли это является поводом для осуждения, немало выдающихся украинцев выходцы из села. Риторика о том, что Советский Союз принес на эту территорию цивилизацию и пренебрежение к селянам, объясняется желанием людей, привезенных во Львов после 1946 года, легитимизировать себя.
Коренных львовян с польскими корнями и украинцев, которых советская власть не добила, сейчас около 15 процентов населения. По мнению Лильо, пренебрежение в отношении к селянам также является выражением подсознательного страха гипотетичной предстоящей реституции. Вместе с тем нет смысла говорить о приходе цивилизации вместе с советской властью, стоит только взглянуть на канализационные люки во Львове, стоящие на улицах еще со времен Австрии и Польши;
- почти все западенцы зарабатывают в Европе. Действительности это утверждение не соответствует даже потому, что очень много выходцев с запада Украины обеспечивают функционирование нефтегазового комплекса в России. Институт Нефти и Газа, работающий в Ивано-Франковске, обеспечивал кадрами для энергетической отрасли всю Страну Советов.
После 1991 года появилась возможность ездить на заработки в европейские страны. Жители Западной Украины отличаются мобильностью в плане трудоустройства. При отсутствии работы в одном месте они легко переезжает в другое. Население многих других украинских регионов приучено к тому, что всю жизнь надо работать на одном предприятии несколькими поколениями одной семьи. Социологи констатируют, что сейчас на Западной Украине существенно увеличился авторитет матерей в семьях, поскольку именно женщины нередко неквалифицированным трудом сиделок и уборщиц зарабатывают за границей больше, чем мужчины;
- западный регион – скорее Польша, чем Украина, о чем могут говорить только люди, которые никогда не были в Польше, Румынии, Венгрии или других странах. На самом деле западенцы часто ездят в страны Евросоюза, но только по причине географического положения. Аналогично жители Харькова или Донецка привычно ездят в Россию, но вряд ли кому-то придет в голову называть, к примеру, Сумскую область частью российской территории.