Инициатива парламентского комитета по иностранным делам, к которой имеет отношение депутат Верховной Рады Украины В. Парасюк, о разрыве дипломатических отношений с Россией несет за собой опасные последствия и, по сути, ничего не решает. Такой комментарий дала инициативе первый зампредседателя Комитета ВР по иностранным делам И. Климпуш-Цинцадзе. С ее мнением знакомит издание «Биржевой лидер».
Как пояснила депутат от БПП, проект решения, подготовленный комитетом, совмещал вопрос дипломатических отношений и договорно-правовую базу отношений между Россией и Украиной. Сторонники разрыва дипломатических отношений настаивали, что речь только о «прекращении» дипломатических отношений, что якобы не подразумевает их разрыв. Но, согласно Венской конвенции 1961 года, нет такого варианта – возможен только разрыв дипломатических отношений.
Если же такие отношения между государствами действительно будут разорваны, то со стороны России сразу же последуют репрессии в отношении украинцев, которые находятся в РФ, и Украина их защитить не сможет. Кроме того, такой путь закрывает возможность для попыток урегулировать международный конфликт политическими и дипломатическими средствами, что подтолкнет к обострению военных действий, а значит, приведет к новым смертям многих украинцев.
Как рассказала Климпуш-Цинцадзе, на заседании Комитета ВР разрыв дипотношений с Россией поддержали 4 голосами, двое воздержались, а «против» проголосовал лишь один депутат.
Красиво, но непрактично.
Продвигаемая депутатом Парасюком инициатива, возможно, выглядит красиво и патриотично, но негативные последствия явно перевешивают. На первый взгляд предложение коллектива депутатов, в числе которых был и Парасюк, одобренное парламентским комитетом по вопросам иностранных дел, выглядит, возможно, логичным с учетом того, что продолжается война на Донбассе. Но если рассмотреть вопрос внимательней, то Украину ожидает ряд серьезных проблем, в том числе прекращение обмена пленными и депортация украинских трудовых мигрантов из России. Однако самое парадоксальное, что контакты между Киевом и Москвой не прекратятся, но станут значительно более сложными.
Достаточно странно рассматривать сейчас, спустя два года после начала конфликта с Россией, законопроект о прекращении дипломатических отношений с РФ. Столь же странно, что скандалист Парасюк только на 15-й месяц своего депутатства решил предложить такую инициативу в Раде, а не сразу в ноябре 2014 года. С другой стороны, ничего удивительного в этом нет. В украинском парламенте есть несколько политических сил, которые мечтают о досрочных выборах и потому используют любую возможность для расшатывания ситуации в парламенте, чтобы спровоцировать его роспуск. Парасюк, сотрудничающий с командой Коломойского, решил подбросить дров в огонь, используя спекулятивную тему войны Украины с Россией. Гармонично в историю с этой инициативой лег дальнейший случай с подрывом машины Парасюка, который тут же попытались представить как покушение на депутата. Сам он, правда, совсем не пострадал, да и в целом этот случай похож на спектакль. Но нельзя исключать, что эти события являются эпизодами одного шоу, где Парасюка представляют как грозного врага Кремля, который, отстаивая свою позицию, просто-таки рискует жизнью.
На деле же, если парламент вдруг одобрит разрыв дипломатический разрыв отношений между соседями, то это все равно не приведет к полному разрыву контактов. Но, согласно международной практике, украинское правительство должно будет определиться со страной, посольством и консульством, которые будут представлять интересы Украины на период разрыва дипломатических контактов. То есть общаться все равно придется, только теперь уже через посредника, что усложнит процедуру и затянет время принятия решений. Президент Порошенко потеряет возможность в любой момент позвонить президенту Путину при наличии необходимости. Такой инициативе будет предшествовать разговор с посредником, согласование с ним позиций, затем этот посредник обратится к российской стороне. Все это существенно замедлит переговоры, например, в рамках «минского» или «нормандского» процессов.
Также важно, что замедлятся процессы обмена пленными и заложниками, вероятно, об обмене Савченко на российских грушников можно будет забыть. Серьезные проблемы возникнут у многочисленных трудовых мигрантов, которые работают в РФ. Можно, конечно, рассказать им, что нечего украинцам работать на оккупанта. Но тогда придется им объяснить, где они могут в своей стране заработать. Немаловажно, что многочисленные мигранты привозят из России валюту, чем помогают Украине и вымывают средства из российской экономики.
Однако, пожалуй, самое главное, объявляя о желании разорвать отношения с Россией, стоит четко представлять, ради чего предпринимается этот шаг, какую реальную пользу он принесет. Если это шаг к объявлению войны России, то он изначально абсурдный. Если это просто красивый патриотический шаг, но вместе с тем и бессмысленный, то это другое. Нужно ли это спустя два года международных переговоров составления и утверждения вместе с западными партнерами сценария разрешения проблемы на Донбассе, что в результате будет перечеркнуто, особенно с учетом отсутствия альтернативы?