Для президента Украины Петра Порошенко масштабная утечка информации, произошедшая из недр панамской компании Mossack Fonseca, положившей начало бизнесу на офшорах, может стать аналогом "дела Гонгадзе". В случае если главе государства не удастся успешно пройти данный "краш-тест", его политическое будущее будет весьма сомнительным. Более детально о том, как президент страны будет защищаться от офшоргейта, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Издание "Ведомости" отмечает, что утечка информации, произошедшая в компании Mossack Fonseca, для Петра Порошенко может превратиться в аналог "дела Гонгадзе". В случае если глава государства не сумеет успешно пройти этот "краш-тест", то его политическое будущее окажется под большим вопросом. Напомним, что документы о деятельности панамской компании, а также о ее клиентах, попали в распоряжение журналистов немецкого издания Süddeutsche Zeitung. Документов было настолько много – 2,6 терабайта данных, или примерно 11,5 миллиона документов, – что было принято решение привлечь к журналистскому расследованию Центр по исследованию коррупции и Международный консорциум журналистов-расследователей.
В списках клиентов Mossack Fonseca присутствуют фамилии 20 украинских политиков и бизнесменов. В частности, помимо Петра Порошенко, там фигурирует экс-премьер Павел Лазаренко, одесский городской голова Геннадий Труханов (с российским паспортом и сразу с 20 офшорными компаниями), а также олигарх, имя которого пока не обнародовано.
Вскоре может быть обнародована информация связях с оффшорам других активов Петра Порошенко.
Ранее Петр Порошенко неоднократно давал публичные обещания продать свой бизнес, а наиболее прибыльный из его активов – компания Roshen – управляется, как утверждает сам глава государства, "слепым трастом". Другие принадлежащие президенту активы управляются либо напрямую, либо инвестиционным фондом Prime Assets Capital. Скоро может появиться информация, связаны ли с оффшорами и другие активы Порошенко – Дрю Саливан от лица консорциума журналистов уже анонсировал обнародование новых "сливов".
В настоящее время в панамском "ящике Пандоры" есть данные, согласно которым Петром Порошенко летом позапрошлого года на Британских Виргинских островах была создана офшорная компания Prime Asset Partners. В августе 2014 года на нее переписывают офшор из Кипра CEE Confectionery Investments Ltd, владеющий зарегистрированной на территории Нидерландов компанией Roshen Europe B.V. Цена всех компаний, согласно документам, составляет около 3 тысяч долларов, при этом в налоговой декларации за 2014 год, поданной украинским президентом, в графе офшоры нет никаких данных. Документы созданной Порошенко на Британских Виргинских островах компании курьером были отправлены в Цюрих – предположительно, с целью передачи в управление авторитетной компании Rothschild Group.
4 апреля текущего года издание The Guardian опубликовало материал, в котором было сказано, что офшорная компания Intraco Management Ltd, которой, как утверждают британские журналисты, владеют Порошенко и депутат ВР от БПП Игорь Кононенко, торгует с компанией "Газпромнефть-АЭРО Шереметьево" – дочерней структурой российского монополиста "Газпром". По информации издания, офшор и "дочка" "Газпрома" заключили в ноябре позапрошлого года сделку по приобретению 500 тысяч тонн авиационного керосина.
Андрей Марусов, являющийся членом правления "Transparency International Україна", говоря о том, в чем обвиняют Петр Порошенко в связи с офшоргейтом, заявил: "Глава государства подозревается в том, что он продолжал заниматься предпринимательской деятельностью уже после того, как был избран президентом, а это напрямую противоречит статье 102 украинской Конституции. При этом факт внесения недостоверных данных в налоговую декларацию является сегодня в Украине уголовным преступлением".
Впрочем, как объяснил Виталий Шабунин, возглавляющий Центр противодействия коррупции, в стране пока еще не запущены новые формы декларирования, и поэтому Петра Порошенко сейчас привлечь просто невозможно. Максимум, что ему грозит – это признание наличия административного правонарушения и штраф в размере 6 тысяч гривен.
На Банковой сохраняли довольно длительное молчание по этому вопросу, а среди работающих в Сети "ботов", по информации, имеющейся у издания "Вести", появился "заказ на работу": требовалось продвинуть в социальных сетях тезис о непрофессионализме журналистов, а также рассказать об отстранении главы государства от предпринимательской деятельности.
Сам Порошенко прокомментировал скандал практически через сутки – по словам президента, он является первым в Украине должностным лицом, кто серьезно относится к вопросам декларирования имущества, конфликта интересов и уплаты налогов. Глава государства подчеркнул, что отошел от управления своими активами, передав их в распоряжение юридическим и консалтинговым компаниям, представители которых и должны дать все соответствующие объяснения. Между тем юристы из компании "Авеллум", нанятые Порошенко для подготовки к продаже компании Roshen, объяснили: вариант с созданием компании в иностранной юрисдикции был единственным вариантом передачи активов президента под управление трастовой структуры.