Как полагает ряд экспертов, украинские власти так и не смогли в полной мере обеспечить надлежащие условия для вынужденных мигрантов из восточных регионов Украины. Об этом пишет издание «Сегодня».
Сообщается, что за прошедшие несколько месяцев все больше людей, ранее покинувших территории неподконтрольные Киеву, говорят о намерении вернутся на Донбасс. В рядах беженцев царит усталость и безысходность. Переселенцы пеняют на сложности жизни в наемном жилье или в практически непригодных для проживания полузаброшенных общежитиях, предоставляемых государством для их размещения. Им приходится проводить многие часы в очередях к различным чиновникам, чтобы получить справки, подтверждающие их нынешний статус. При этом они постоянно сталкиваются с отрицательным к ним отношением, так как большинство жителей регионов, остающихся под контролем Киева, считают выходцев из Донбасса сепаратистами. Они уже устали убеждать окружающих в том, что не принимали участия в референдуме.
На днях было обнародовано заявление от гуманитарного департамента Организации объединенных наций, согласно которому украинское правительство остановило выплаты пособий вынужденным переселенцам. При этом отмечается, что таких оставшихся без помощи людей ни много ни мало – 600 тысяч человек.
В заявлении указывается, что сейчас многие тысячи украинских граждан испытывают страх – они опасаются, что им будет прекращена выплата пособий. Правительство Украины, со своей стороны, заявляет, что намерено только помешать мошенникам воспользоваться правом, предоставляемым беженцам. В Киеве уверены, что немало граждан пользуется государственными выплатами, не имея на них достаточных прав. В числе прочего в ООН отмечают, что представители различных контролирующих украинских ведомств стали в последнее время практиковать различные внезапные проверки, в ходе которых, в частности, проводится опрос соседей. Применяются и другие способы обеспечить пересмотр статуса.
В результате немало беженцев пребывают в отчаянии, ведь большинство из них существует исключительно за счет государственных выплат. По словам одной из пожилых переселенок из Донбасского региона Кристины Никитиной, обитающей сейчас в Харькове, информация о том, что власти могут в ближайшее время остановить социальные выплаты, ее лично просто огорошила. По ее словам, она имеет все необходимые справки и документы, регулярно наведывается в органы соцобеспечения, однако при этом постоянно живет в страхе, что ей откажут в выплатах. При этом ее уже несколько раз проверяли. Ситуацию усугубляет информация, публикуемая телевизионными украинскими каналами. По ее словам, размер ее пенсии составляет 2 тысячи гривен. Сверх того, как беженец, она получает также 800 гривен. Всех этих денег более-менее хватает на то, чтобы жить, однако в том случае, если доплату у нее отберут, жизнь станет намного сложнее, полагает госпожа Никитина.
Пожилая женщина отмечает, что ее дом, расположенный в Донецке, стерт с лица земли, и, следовательно, ей просто некуда возвращаться. В то же время другой беженец, Виталий Сухоруков, опасается, что его семью лишат статуса переселенцев. По его словам, он с женой ежемесячно платит за жилье в украинской столице 4 тысячи гривен. Обоим удалось устроится на работу. При этом ежемесячно они получают по 400 гривен в качестве пособия от государства. Этих средств как раз хватает на то, чтобы заплатить за коммуналку. При этом он каждые шесть месяцев ездит в Донецк, чтобы навестить мать своей жены.
Женщина не желает уезжать из города. В то же время он не представляет себе, как можно жить при регулярных артиллерийских обстрелах. Уезжая из Киева, он сильно беспокоится, что, если придет проверка и зафиксирует его отсутствие, ему могут отказать от выплаты переселенческого пособия. В этом случае ему придется совсем туго.
Невозможность интегрироваться в жизнь других регионов принуждает беженцев возвращаться.
Друга семья беженцев – Коваленко, которые на протяжении последних 12 месяцев проживали в Запорожье, намерены вернуться в родной Донецк. По словам Анны Коваленко, жизнь здесь у них не складывается. Работу они не смогли найти. Стоимость аренды жилья от месяца к месяцу растет. Таким образом, все, на что может рассчитывать семья, – это социальные выплаты. Да и их мало на что хватает – в семье есть грудной ребенок. В то же время в родном городе осталась своя квартира, многие друзья, которые не оставят наедине с проблемами. Как отмечает издание, люди не имеют выбора и вынуждены возвращаться на территорию, подконтрольную террористам.
Как следует из данных социологических опросов, беженцы возвращаются в Донецк, ведомые разными причинами. Тем не менее большинство из них отмечает, что не имеет возможности осесть на территориях, подконтрольных Украине, по различным причинам. По словам Егора Игнатьева, не все могут адаптироваться к жизни в новых регионах. Многие оставили на территории самопровозглашенных республик родных и друзей. Кроме того, у них там свое жилье, и граждане верят в то, что смогут устроиться на работу. По его словам, есть несколько его знакомых, которые вернулись в Донецк и занялись своим прежним делом.
По словам эксперта, без труда в Донецке найдут работу медики, педагоги и работники коммунального сектора. Зарплаты там, правда, не очень высокие – не более 6 тысяч рублей. Однако это их не останавливает. Жизнь в Украине для многих оказалась горше. Как заявляет Юлия Миколайчук, не следует считать их предателями Украины. Трудно жить на гроши и питаться один раз за двое суток. Нелегко пресмыкаться перед потенциальными работодателями. Она указала, что вряд ли кто посмеет назвать ее, дипломированного педиатра, сепаратисткой и пособником террористов. По ее словам, в самом Донецке к ним также относятся неоднозначно. Многие с подозрением относятся к людям, возвратившимся из Украины. Она отмечает, что главное - чтобы не мешали работать и спокойно жить, а отношение со временем изменится.