Элла Либанова, руководитель Института демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи НАН Украины, пояснила, почему в государстве бедность среди работающих и низкие зарплаты. Также она рассказала, как с этим можно бороться.
С точки зрения обычного гражданина, в последнее время все делается для того, чтобы люди становились беднее, а крупные предприятия – прибыльнее. Какой же стратегии в сфере оплаты труда и занятости в таком случае придерживается теперешнее руководство страны? Со слов Эллы Либановой, на самом деле нельзя сказать, что существует какая-то особо заточенная стратегия. «Вся проблема заключается в том, что у государства слишком мало рычагов влияния на политику оплаты труда. Это оплата труда в бюджетной сфере, минимальная зарплата и налоги. Собственно говоря, это все», – отметила она.
«Я думаю, что в этом виновато не только государство. Большая часть украинских бизнесменов не слишком-то озабочены заработной платой собственных наемных работников. Только серьезный перелом в соотношении спроса и предложения рабочей силы на рынке труда способен заставить их пойти на тотальное повышение оплаты труда. В Украине нельзя говорить о социальной ответственности бизнеса в том смысле, как это принято в Соединенных Штатах и Европе, где влияние государства на экономику наименьшее», – утверждает Либанова.
«По всей видимости, свой вклад в защиту работающих не делают и профсоюзы. Однако суды тоже не делают этого, так как, к примеру, в Соединенных Штатах у людей есть возможность защитить собственные права в специальных судах, действующих в сфере труда. Подобных судов в нашей стране нет. Кроме того, уже прошли те времена, когда наши суды становились на сторону трудящихся людей. То, что оплата труда в Украинском государстве на сегодняшний день не выдерживает никакой критики, является абсолютной правдой. Уровень заработных плат очень низкий: в среднем за прошлый год зарплата в государстве была равна 4195 гривнам. Однако здесь и работники промышленности с их 4789 гривнами, и авиатранспорта – 18470 гривен, и здравоохранения – 2853», – рассказывает глава Института демографии.
«За последние два года в Украине сократилась покупательная способность на 25,4 процента. Произошло это по нескольким причинам, главная из которых – это стремительный рост тарифов на ЖКХ, а также на транспортные услуги. Конечно же, сказалось и обесценивание гривны, по крайней мере, в отношении импорта. Помимо, к примеру, бытовой техники, которая фактически вся импортируется, многие даже из тех товаров, покупаемых нами как украинские, в большей степени состоят из импортированных комплектующих или сырья. Тот факт, что не всегда повышение цен имеет разумное обоснование, в этом смысле ничего не меняет», – подчеркнула Либанова.
Уровень бедности в Украине вырос.
«Если опираться на прожиточный минимум, который каждый месяц рассчитывается Министерством социальной политики и приблизительно на тысячу гривен выше установленного законом в госбюджете, то средний уровень бедности вырос с 23,3 процента до 59,3, а среди работающих людей – с 19,6 до 52,9 процента. Как динамика, так и уровень бедности в этом случае впечатляют», – рассказывает Элла Либанова в интервью изданию «Укринформ».
По ее словам, на 1 мая текущего года прожиточный минимум для нетрудоспособных должен быть равен примерно 3 тысячам гривен. «Мы не делали оценку прожиточного минимума для пенсионеров, однако, условно говоря, если он на 20-30 процентов меньше, чем для трудоспособных граждан, то выходим на 2500 гривен», – добавила она.
«Польская система, где имеется два прожиточных минимума: социальный (чтобы человек мог более-менее нормально жить) и физиологический (чтобы человек не умер от голода), мне очень импонирует. Нормально жить – не значит шиковать, однако в прожиточный минимум включаются удовлетворение некоторых культурных запросов, транспортные расходы, покупка книг и так далее. У нас это не входит в прожиточный минимум», – сказала Либанова.
По словам директора Института демографии, для того, чтобы начать выходить из замкнутого круга низких пенсий, зарплат и тотального равнодушия к проблемам бедности в Украинском государстве, следует попытаться законодательно ввести разные уровни минимальной оплаты труда.
«В нашей стране существует серьезная дифференциация зарплаты по видам экономической деятельности. Важно заметить, что такое расхождение из года в год только растет. Таким образом, то, что могут себе позволить, например, предприятия авиатранспорта, никогда не сможет позволить себе сельское хозяйство. В этом случае существует два пути. В одном из случаев можно утвердить дифференцированные уровни в рамках отраслевых тарифных соглашений, однако, когда в Украине отсутствует Генеральное тарифное соглашение, говорить о подписании отраслевых - ни что иное, как утопия. Полагаю, что по этой причине минимальные отраслевые уровни оплаты труда должны быть инициированы государством как участником соответствующих консультаций», – рассказывает Либанова.
Она отмечает, что текущий год будет значительно легче прошлого, так как наиболее сильные ценовые и курсовые удары страна уже пережила. «Однако не следует ожидать легкой жизни, так как экономический кризис слишком глубок. Людям я бы посоветовала искать дополнительную легальную работу», – заключила Либанова.
Автор: Ксения Дмитриева