Как сообщает ресурс «Укринформ», Анатолий Соловьяненко, занимающий должность главного режиссера Национального оперного театра, расположенного в Киеве, поставил известное произведение Джузеппе Верди «Набукко». Сюжет этой оперы взят из Библии. В ней рассказывается, как евреи освободились от владычества Вавилона.
Спектакль был по достоинству оценен столичными зрителями. Как отмечают украинские театральные эксперты, данная постановка может считаться достойнейшим образчиком европейской оперной школы. Господин Соловьяненко рассказал о том, как ему удалось в столь нелегкое время создать такой яркий спектакль, а также и об отношениях с современными властями.
По его словам, в целом он старается ставить произведения украинских композиторов. Популяризация именно украинского оперного искусства является основной задачей Нацоперы. За последние несколько лет были поставлены такие известные произведения, как «Моисей», «Наталка-Полтавка», «Ярослав Мудрый» и много других. Очень скоро жители украинской столицы и ее гости смогут получить возможность послушать «Тараса Бульбу». Эта опера выйдет на подмостки Национальной оперы в следующем году, в ее 150-летний юбилей. По словам Соловьяненко, отличие его постановок в первую очередь заключается в новом подходе к сценическому оформлению произведений.
Как отмечает господин Соловьяненко, большинство украинских опер было написано во времена Советского Союза. Существовавшая тогда цензура требовала, чтобы в произведениях, рассказывающих о исторических событиях, в первую очередь уделяли внимание тяжелому положению низших слоев общества. Зритель должен был воочию убедится в том, что до Октябрьской революции население Украины в целом жило бедно и трудно. Таким образом, современный зритель, родившийся уже после того, как СССР распался, может решить, что украинское оперное искусство слишком погрязло в архаичном восприятии мира. Трудность состояла в том, что следовало изменить классические мизансцены, сохранив при этом музыкальную составляющую неизменной.
Как полагает режиссер, не следует практиковать перенос событий, описываемых в классических произведениях, в современность. Если есть желание поставить что-то новое, то просто необходимо работать с нынешними композиторами и авторами. В итоге будет получена совершено новая опера. Переделывать старые произведения на новый лад неэтично, уверен эксперт. Он напоминает, что с произведениями, написанными менее чем полвека назад, поступать так запрещает законодательство об авторском праве. С более старыми операми, созданными Мусоргским, Верди или Вагнером, так поступают повсеместно. Это вызывает у Соловьяненко возмущение.
По его мнению, такой перенос классики в современный мир в первую очередь обусловлен желанием отчасти минимизировать траты на постановку. Ведь нет необходимости шить дорогие костюмы по старинным лекалам и декораций практически никаких не используется, указывает деятель.
Без государственной поддержки не обходится ни один театр в мире.
Соловьяненко указывает, что любая сколько-нибудь серьезная творческая организация в большой мере зависима от власть предержащих. В современно мире оперное искусство не в состоянии себя покормить. Таким образом, государственные ассигнования для него часто единственный способ поддерживать жизнедеятельность. Стоимость посещения театра в принципе не в состоянии покрыть затраты на постановку и оплату труда труппы и оркестра. Ни один крупный театр не в состоянии обеспечить себе самоокупаемость.
Тем не менее деятель подчеркивает, что в остальной Европе театры, как правило, в значительно меньшей мере зависят от государственных субсидий. В цивилизованном мире в основном театры существуют за счет пожертвований меценатов. В Европейском сообществе давно действуют законы, стимулирующие меценатство. По словам Соловьяненко, он на протяжении последнего десятилетия продвигает идею введения такой нормы в Украине, однако ни один из министров культуры не проявил заинтересованности. Таким образом, до настоящего времени нет даже подготовленного проекта закона.
В конечном итоге постоянным остается только одно – сокращения финансирования культуры, отмечает режиссер.
По его мнению, введение в действие закона о деятельности меценатов дало бы возможность существенно сэкономить деньги из госбюджета расходуемые сейчас на поддержку культурных начинаний. Театры смогли бы решить многие свои застарелые проблемы. Филантропы же взамен получали бы определенные преференции при уплате налогов. В то же время этой идее очень противится фискальное ведомство, так как опасается потерять поступления в госбюджет. Однако это не имеет никакого основания, полагает Соловьяненко. В реальности сейчас все расходы театра покрываются за счет государства. В то же время, если бы существовал закон о спонсорской поддержке, недополучение налогов могло бы составить всего 30 процентных пунктов. В итоге казна только выиграла бы от этого.
По его словам, многие известные в мире оперные театры получают государственные субсидии. В этих странах прекрасно понимают, что поддержка культуры является одной из важнейших задач власти. В то же время они также получают и довольно крупные пожертвования от частных лиц и компаний. При этом от филантропов нет отбоя, указывает Соловьяненко.
В украинских же реалиях надеяться на помощь спонсоров не приходится – они ведь не получают от этого никаких преференций. Кроме того, большинство граждан сейчас и так непозволительно бедны, и, следовательно, пожертвований с их стороны ждать не приходится, констатирует режиссер.