Любимым мифом украинского бизнеса является торговля с Европейским Союзом. А если быть предельно точным, то это скорее некий пряник, о котором этому бизнесу рассказывают уже не первый год, но который, к сожалению, так никто и не видел, пишет издание «Деловая столица».
Евгений Саранцов, управляющий партнер и соучредитель Trade hub (студии решений для рынка B2B), говорит, что в Украине не существует адекватного анализа товарных рынков Европейского Союза просто не существует. Нет их ни у консалтинговых компаний, ни у экспортных структур, ни даже у представителей профильных государственных органов. А все потому, что чиновники сконцентрировали свое внимание на крупных рынках, например, таких как рынок растительного масла, либо зерновых, а также на переработке сырья и металлургии. Все остальное, по словам Саранцова, идет «мимо кассы».
Вот и получается, что с предрассудками развитой Европы малому и среднему бизнесу приходится работать и бороться самостоятельно. Тем более что пробиться на данный рынок действительно нелегко. Этому есть сразу две причины: во-первых, соглашение об Ассоциации Европейского Союза и Украины действительно дало отечественным бизнесменам в значительной мере увеличить свое присутствие на европейском рынке. Специально для этого были введены специальные тарифные квоты, причем сразу на 36 видов продуктов. А уже в 10 марта текущего года Украина практически исчерпала свои лимиты на год на беспошлинные поставки в страны Европейского Союза, такой продукции, как сахар, мука и ячменная крупа. По мнению экспертов, вскоре тоже самое произойдет и с другими товарами.
Ну а во-вторых, для того, чтобы украинская продукция полностью адаптировалась к европейскому рынку, и его требованиям, потребуется достаточно много времени. Некоторые эксперты называют цифру в 6 месяцев, в то время как другие говорят о двух годах. Кстати, существует и еще одна проблема, которая характеризируется в несоответствии документов, сопровождающих продукцию, стандартам, установленным Европой. Валерий Горбатов, генеральный директор и основатель компании по производству деревянных роверов Woodrover, рассказывает, что для того, чтобы первая партия велосипедов, произведенных компанией, в которой он работает, все-таки была отправлена в Великобританию, пришлось пройти весьма сложный процесс сертификации. К тому же понадобилось переписать все технические сопроводительные документы под европейские требования, которые, кстати, являются достаточно жесткими.
Проблемы небольших украинских компаний на европейском рынке только усугубляются из-за непрекращающегося уже второй год подряд вооруженного конфликта, а также из-за постоянно открытого, так называемого украинского вопроса. Владимир Гнатюк, совладелец кондитерской фабрики «Ярыч», рассказывает о том, что на европейском рынке достаточно сложно найти партнеров, как, собственно, и получить первые заказы. Причем это вообще не зависит от типа и качества предлагаемой украинскими фирмами продукции. И дело тут, скорее вкуса, нежели качества. Так, к примеру, по его словам, для жителей Польши пришлось разработать совершенно новое печенье, которого ранее не было на украинском рынке, поскольку поляки предпочитают употреблять более сладкое, нежели украинцы, печенье. Кроме всего прочего, говорил господин Гнатюк, заходить на рынок Европы с собственным продуктом, было достаточно рискованным занятием, поскольку жители стран-членов ЕС уже давно привыкли к собственным брендам, которые они прекрасно знают и которым доверяют.
А вот винодельческая компания под названием «Agro-Yug», кажется, нашла выход из подобной ситуации, поскольку пригласила на работу европейских специалистов. По словам Александра Жолудя, экономиста Центра перспективных исследований, начиная с текущего года, весь процесс производства вина, причем начиная со сбора урожая, будет проходить под строгим контролем специалистов из Европы. Это, по мнению эксперта, в значительной мере поможет приблизить продукцию ко вкусам европейцев. Но, кроме известных внешних преград, украинский рынок также натыкается на препятствия, связанные с внутренними реалиями.
Во-первых, большую роль играет кризисная мера от Национального банка Украины, а также достаточно жесткое валютное регулирование. Согласно данных мер, предприятия, которые ведут свою деятельность за пределами Украины, обязаны возвращать в страну 75% от их выручки, полученной за границей. По словам Жолудя, украинские производители достаточно сильно зависят от иностранного оборудования и сырья. Тем не менее продавая валюту, которая была получена от продажи собственной продукции за рубежом, предприниматели должны вновь приобретать ее на территории Украины, причем по весьма завышенному курсу. Таким образом, украинские бизнесмены теряют значительную часть собственных доходов только из-за разницы в курсе и необходимости конвертирования валюты. А во-вторых, отсутствие какого-либо более-менее цивилизованного торгового лоббиста украинских производителей, а также поставщиков в других странах, и в частности Европейского Союза.