Перед украинским президентом встал выбор - стать реформатором страны или остаться человеком, который предпочел синицу в руках. Так считает научный сотрудник Института Брукингса в Вашингтоне Сергей Алексашенко, сравнивая нынешнюю ситуацию для Порошенко с тем, что произошло в 1991 году в России с Борисом Ельциным, взявшим на себя ответственность за проведение рыночных реформ. Об этом идет речь в материале РБК, с которым знакомит издание «Биржевой лидер».
Отставка премьер-министра Украины Яценюка не должна удивлять, считает Алексашенко, предлагая оглянуться на исторические факты, согласно которым, в Украине смена глав правительств - достаточно регулярное событие. Так что работа Яценюка на своем посту около двух лет - это достаточно приличный срок. Более того, в нынешней политической ситуации это даже несколько удивительный ход, ведь политическая сила Яценюка является основополагающей частью коалиции наряду с пропрезидентской фракцией.
С другой стороны, есть традиции украинского политикума, достаточно демократичного, если за 25 лет было уже пять президентов, причем двое последних не были переизбраны на второй срок, но вместе с тем и неустойчивого, потому что нет крепких идеологически партий. Это приводит к тому, что партийные списки переполнены друзьями лидеров и партийными спонсорами, ничем друг с другом не объединенными. Их не интересуют партийные интересы или интересы избирателей, поскольку они хорошо понимают, что на следующих выборах они могут в кандидатские списки и не попасть. При таких условиях очень сложно создать устойчивую политическую коалицию, которая, в свою очередь, нужна для формирования правительства.
После завершения масштабных протестных акций весной 2014 года была создана широкая политическая коалиция с европейским курсом и желанием побороть коррупцию. Несколько позднее прошли президентские выборы, на которых победил кандидат, у которого за полгода до того президентский рейтинг был на уровне 3-4 процентов. А вот новые выборы в парламент состоялись только в октябре 2014 года, после чего была сформирована коалиция из пяти политических сил, получившая абсолютное большинство в Раде.
Тем временем в стране ухудшалась экономическая ситуация. К тому, что осталось после правления предыдущего режима, добавилась аннексия Крыма и дестабилизация Россией востока Украины. В результате страна потеряла более 20 процентов ВВП и получила серьезный кризис в банковской системе. Россия к тому же, являясь крупнейшим торговым партнером, стала вводить ограничения для украинской продукции. Также стоит учесть и ситуацию на рынке газа, где Украина традиционно субсидировала цены на газ для потребителей. Высокая цена газа, выставленная Россией, привела к увеличению нагрузки на бюджет, росту финансирования госбюджета Нацбанком, и все это на фоне быстрой девальвации гривны и ускорения темпов инфляции. Правительство же подписало программу сотрудничества с МВФ, где были зафиксированы экономические обязательства, а также необходимость проведения реформы судебной системы и борьба с коррупцией.
Несмотря на то что часто говорится об отсутствии реальных реформ в Украине, тем не менее начался переход к рыночным ценам на газ с заменой системы дотирования на систему адресной помощи для малообеспеченных граждан; повысился качественный контроль Нацбанка (отозваны лицензии у трети банков, а первая 20-ка прошла через стресс-тесты); развивалась реформа полиции с созданием новой патрульной службы; заложена законодательная основа новой структуры по борьбе с коррупцией; приступили к обновлению кадров в прокуратуре. Но также верно и то, что реформы продвигаются крайне медленно, и они не комплексные. Экономика падение прекратила, но к восстановлению еще не готова, и продолжает снижаться уровень жизни населения.
Среди основных проблем украинской политики наиболее важной остается влияние на нее олигархов. Они поддерживают политиков, но в дальнейшем используют их в личных интересах. Власть олигархов является серьезным препятствием на пути реформ. Кроме того, существует политическая ревность между Порошенко и Яценюком, что привело к тому, что вместо внимания реформам они сосредоточились на политической конкуренции друг с другом. Украинские политики упускают возможности, и теперь 2016 год будет решающим для судьбы Украины. Если полномасштабные реформы украинскими властями не будут запущены, то экономика страны не перейдет к росту, и население не получит позитивные результаты в виде повышения уровня жизни. Это подорвет доверие не только к нынешним политикам, но и к реформам, что может стать причиной возвращения влияния со стороны популистов, а далее и возврата Украины к старой политической системе с властью коррупции и олигархата.
Именно поэтому Алексашенко приходит к исторической аналогии, сравнивая политический маневр президента Порошенко с действиями Бориса Ельцина в ноябре 1991 года, когда он взял на себя всю ответственность за проведение реформ. Российский президент сделал необходимые шаги, чтобы превратить экономику страны в рыночную через либерализацию цен и запуск тем самым рыночного механизма восстановления равновесия в экономике. Теперь украинскому президенту нужно решить, какое он видит для себя место в истории - политика, который пошел на решительный шаг вперед, или того, кто предпочел синицу в руках, имея шансы схватить журавля.