За 2 года, когда продолжается реализация антитеррористической операции на Донбассе, ситуация в регионе кардинально поменялась. Вопрос восстановления контроля Киева над межгосударственной границей сейчас вызывает некоторые сомнения. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Апостроф».
По прошествии 2 лет после начала силовой операции на востоке Украины надежды на урегулирование ситуации связаны преимущественно с реализацией Минских договоренностей. Одна из проблем заключается в том, что разные стороны переговоров в соответствии со своими интересами определяют порядок выполнения пунктов соглашения.
Москва первоочередными заданиями называет проведение амнистии, выборов на Донбассе и изменение украинской Конституции. Для украинской стороны приоритетом является передача под контроль официального Киева всей протяженности границы, что, по мнению украинских политиков, является гарантией завершения боевых действий максимально быстро.
Более детальное рассмотрение ситуации демонстрирует, что на данном этапе перекрытие границы уже не является гарантией окончания конфликта. Скорее, наоборот, попытки восстановить контроль над межгосударственной границей могут стать причиной повторения трагических событий лета 2014 года и других неприятностей для украинских пограничников. Трудности могут возникнуть даже в том случае, если очередность событий, предложенная украинской стороной, будет соблюдена.
В десятом пункте Минских соглашений указано, что с украинской территории под наблюдением ОБСЕ должны быть выведены иностранные вооруженные формирования, наемники и военная техника. Согласно оценкам СБУ, вооруженные формирования «народных республик» состоят из 35,3 тысячи человек, из которых 7 тысяч являются российскими военными. На их вооружении находится внушительное количество военной техники – 475 танков, 822 БМП и другое. В настоящее время силы разделены на 2 армейских корпуса, по корпусу на одно псевдогосударственное образование, чего на момент подписания «Минска» еще не было.
Вышеуказанные «армейские корпуса» в соответствующих условиях могут быть названы, к примеру, «народной милицией», формирование которой предусмотрено особым статусом ОРДЛО. Также понятно, что Москва может в любой момент отказаться от своих военных и техники, размещенной на Донбассе. В рамках переговоров «нормандской четверки» прошлой осенью российский президент уже доказал, что отказаться от людей и техники может без лишних угрызений совести.
Подобная позиция официальной Москвы дает основание Кремлю игнорировать необходимость выполнения 10 пункта Минских соглашений. В Москве делают акцент на том, что никаких иностранных войск на Донбассе нет, поэтому никого никуда не надо выводить. Также это значит, что украинские силовики, которым будет поставлена задача восстановления контроля над границей, столкнутся с неприятностями.
Несомненно то, что украинские военные вынуждены будут вести противоборство с «народной милицией» в составе 2 корпусов в тылу. В передней части с высокой долей вероятности можно прогнозировать столкновения с российскими военными, которые активно наращивают присутствие в приграничном регионе. По данным СНБО, российская армия строит новые военные объекты на территории Воронежской, Ростовской и Белгородской областей. Никакими протоколами отвод российских военных не предусмотрен.
Даже в процессе выполнения существующей редакции Минских соглашений, как и летом 2014 года, украинские силовики могут загнать себя в ловушку. В другом варианте возможно повторное применение россиянами артиллерийских обстрелов и своей территории по примеру ситуации, сложившейся 11 июля поблизости от населенного пункта Зеленополье. Также вероятна ситуация с нападением боевиков (лучше вооруженных и организованных) с тыла, что создаст «южный котел» больших масштабов.
Другие варианты не лучше.
Для избежания образования «котла» украинская сторона будет вынуждена отправить на границу многочисленные подразделения и создавать мощные оборонительные сооружения, которым под силу выдержать атаку с двух сторон до момента поступления подкрепления. Примечательно, что подкреплению также придется прорываться сквозь бой с «армейскими корпусами».
Между тем сама попытка возвести подобное сооружение может стать причиной обострения конфликта. Такого мнения придерживается Анатолий Октисюк, аналитик Международного центра перспективных исследований. Он констатирует, что для удержания участка границы протяженностью в 400 километров необходимо огромное количество военной силы и ресурсов. Тем не менее, как только украинская сторона начнет строительство укрепительного сооружения, на оккупированной территории с высокой вероятностью возникнет восстание, которое, скорее всего, российские военные поддержат.
Альтернативным вариантом для разрешения аналитик называет «метод политической коррупции». В этом случае контроль над границей является условным, а интеграция неподконтрольных сейчас Киеву регионов в украинское пространство будет постепенной. Октисюк подчеркивает, что речь идет о довольно длительном процессе, который займет больше 2 лет. За это время, когда граница находится под условным контролем, Донбасс превратится в некую серую зону с процветанием контрабанды, незаконным трафиком оружия и наркотиков. С другой стороны, насильственное восстановление контроля над границей является для Киева невыгодным с точки зрения потенциальных потерь.