Чернобыльская атомная электростанция не работает на протяжении уже 15 лет подряд. Тем не менее до сих пор на этой станции заняты порядка двух тысяч человек. Основной этап ее закрытия пока что находится на начальной стадии, а для того, чтобы полностью вывести станцию их эксплуатации, потребуется несколько десятилетий.
26 апреля текущего года мир будет отмечать трагический юбилей. В этот день исполнится ровно 30 лет с момента аварии на четвертом реакторе Чернобыльской АЭС. И даже спустя столько лет, все внимание ученых, экологов и мировых лидеров приковано к одному единственному проекту Нового безопасного конфайнмента (НБК). Реализация данного проекта на последующие сто лет должна будет решить вопрос радиационной безопасности вокруг разрушенного 4-го реактора. Эксперты раздела «Новости Украины» журнала для деловых людей «Биржевой лидер», со ссылкой на издание «Deutsche Welle» считают нужным отметить, что средства на вышеуказанный проект, который, кстати, должен быть завершен уже в следующем году, собирали всем миром.
Но существует и другая проблема, с которой Украине приходится оставаться наедине. Речь идет о полном выводе из эксплуатации ЧАЭС. Дело в том, что данный процесс не только очень затратный, но и весьма сложный. Общая стоимость его реализации, по мнению экспертов, составляет порядка четырех миллиардов долларов США. Именно в связи с такой ошеломляющей суммой, реализация этого проекта постоянно откладывается.
Виктор Кучинский, руководитель службы стратегического планирования Чернобыльской АЭС, рассказал представителям средств массовой информации, что в прошлом году из государственного бюджета на реализацию данного проекта было выделено порядка 700 миллионов гривен (около 27,5 миллиона евро). Каждый год ЧАЭС получает только порядка 60% от тех средств, которые руководство запрашивает для скорейшей реализации проекта, и для того, чтоб не отклоняться от заданного графика. Следует отметить, что именно Кучинский, который является одним из наиболее опытных специалистов на ЧАЭС, руководит проектом по ее закрытию. По его словам, в связи с просто катастрофической нехваткой финансирования, план все равно удается выполнять на более чем 80%, в связи с чем, собственно, и обеспечивается безопасность населения близлежащих к станции регионов, а также всей Украины в целом.
В декабре 2000 года третий энергоблок Чернобыльской атомной электростанции перестал производить энергию. Но, для того, чтоб специалистами было полностью изъято ядерное топливо из всех, без исключения, энергоблоков, потребовалось более 15 лет. «На сегодняшний день осталось провести всего лишь несколько десятков сборок, которые будут выгружены до окончания первого полугодия текущего года», - говорит господин Кучинский.
Как только это произойдет, атомная станция сможет наконец-то перейти к основному, завершающему этапу вывода ее их эксплуатации. После завершения извлечения топлива, энергоблоки больше не будут считаться ядерными установками, в результате чего будут признаны объектами, предназначенными для обращения с радиоактивными отходами.
Основной задачей данного этапа считается правильное консервирование первого, второго, а также самого загрязненного, третьего реактора. Тем не менее, следует понимать, что данный этап затянется на более чем пять лет. Конечно же, этому предшествует целый ряд причин, а не один только недостаток финансирования, который, кстати, также играет весьма немаловажную роль. Еще одна причина является характерной только для реактора типа РБМК. Заключается она в обращении с графитовой кладкой активной зоны реактора. Заключается проблема в том, что до сих пор ученым так и не удалось найти способ, следуя которому можно было бы безопасно извлечь графит из реактора. Валерий Сейда, заместитель генерального директора ЧАЭС, заявил, что существует надежда на то, что вплоть до 2045 года технология обращения с графитом, все-таки будет найдена, поскольку именно с этом году, согласно имеющимся на сегодняшний день планам, должен быть начат демонтаж реакторов.
А еще одной, достаточно весомой проблемой, по словам господина Кучинского, является отсутствие необходимой инфраструктуры, в частности, безопасных временных и постоянных хранилищ для ядерного топлива и радиоактивных отходов. Эта проблема, говорит эксперт, оказывает негативное влияние на продолжительность работ по данному объекту.
Следует напомнить, что отработанное топливо из реакторов было перенесено в так называемое «мокрое» хранилище, которое построили еще в советские времена. Именно там по сей день хранится порядка нескольких десятков тысяч тепловыделяющих сборок. А вот «сухое» хранилище неподалеку от ЧАЕС должно было быть построено в 2004 году. Тем не менее контракт с компанией-подрядчиком из Франции был расторгнут в связи с невыполнением подрядчиком условий и несоответствием предлагаемой технологии требованиям безопасности. Достраивать объект поручено американской компании Holtek. Большую часть затрат на строительство взяли на себя международные доноры. Изначально все работы должны были быть окончены в прошлом году. Тем не менее случилась очередная задержка, в связи с чем сроки окончания работ были перенесены на конец текущего года.