Принадлежащий украинскому бизнесмену Ринату Ахметову холдинг ДТЭК хочет избавиться от своего угледобывающего бизнеса на территории Российской Федерации. Более детально о том, почему Ахметов принял решение продать свои российские активы, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Издание "Деловая столица" обращает внимание на анонсированную холдингом ДТЭК сделку, в рамках которой должны быть проданы два угольных предприятия, находящиеся на территории России, и входящие в состав данного холдинга. О первой крупной продаже промышленных активов в истории ДТЭК сообщил Максим Тимченко, гендиректор холдинга. Он, в частности, объяснил, что руководство ДТЭК в настоящее время рассматривает возможность продажи ОАО "Донецкий антрацит" и ОАО "Шахтоуправление "Обуховская" – оба предприятия находятся в Ростовской области.
Отметим, что Ринат Ахметов недолго побыл собственником данных активов – оба предприятия бизнесмен приобрел у группы "Русский уголь" в 2012 году. Благодаря данной сделке под контролем украинского бизнесмена оказались три шахты, суммарный запас угля в которых оценивался в более чем 150 миллионов тонн, а также обогатительная фабрика. ДТЭК вложил в оба предприятия, с момента покупки, десятки миллионов долларов – благодаря столь серьезным финансовым вливаниям добыча угля на них выросла с 1,9 миллиона тонн до ожидаемых по итогам 2016 года 2,6 миллиона тонн. При таких темпах добычи запасов угля на данных предприятиях хватило бы еще лет на 50 эксплуатации, но самого Ахметова хватило только лишь на 4 года.
В холдинге объясняют свой выход из бизнеса желанием сократить нынешнюю долговую нагрузку на ДТЭК. По словам Тимченко, руководство холдинга рассматривает вариант с продажей своих российских активов с целью обеспечения интересов кредиторов и улучшения финансовой стабильности. Детали данной сделки обсуждаются в настоящее время с заинтересованными лицами. Продажа предприятий, как утверждает гендиректор ДТЭК, должна существенно снизить долговую нагрузку на холдинг.
Тимченко не назвал имена потенциальных претендентов на покупку предприятий, однако при этом привел точную цифру сокращения кредиторской задолженности, на которую рассчитывают в ДТЭК после завершения сделки – речь идет о 436 миллионах долларов. Такая откровенность может означать, что процесс по смене собственника российских активов Ахметова вышел уже на завершающую стадию. Впрочем, самое интересное здесь совсем не в этом.
Кто может быть потенциальным покупателем российских активов Ахметова?
Согласно данным издания, потенциальный покупатель обоих предприятий – бизнесмен, имеющий русские корни, причем он еще и является непосредственным кредитором холдинга Ахметова. Это может означать, что в данном случае сделка буде проведена не по классическому договору купли-продажи, а как переуступка прав собственности в счет списания задолженности. При таких исходных данных круг потенциальных покупателей российских угольных предприятий Ахметова значительно сужается. Например, им может быть контролируемый Кремлем банк ВТБ, выдавший ДТЭК кредитов на сумму в примерно 450 миллионов долларов, или же входящий в "Альфа Групп" Михаила Фридмана Amsterdam Trade Bank – у данного финансового учреждения в течение нескольких последних лет весьма активно кредитовалась "Обуховская".
Кто бы ни стал новым владельцем российских активов ДТЭК, решение руководства холдинга провести данную сделку не ограничивается одним лишь желанием сократить кредиторскую задолженность, превышающую в настоящее время 2 миллиарда долларов. Не стоит забывать, что введенный украинской власть мораторий на поставки угля из Российской Федерации не позволяет донецкому холдингу продавать продукцию "Донецкого антрацита" и "Обуховской" на тепловые электростанции Украины. Во многом по этой причине оба предприятия ушли по итогам прошлого года в минус на 300 миллионов долларов.
Помимо желания сократить кредиторскую задолженность, могут быть и другие причины продажи.
Получается, что поклонники "русского мира" разрушили украино-российскую кооперацию, которую они столь яростно защищали с телеэкранов, и ради которой ДТЭК по большому счету и покупал предприятия в России. Помимо этого, есть еще один, весьма важный момент – сегодня украинский рынок угля стоит на пороге очень серьезных перемен. Преобразования в первую очередь касаются изменения действующих правил учета влияния цен на уголь на формирование тарифов на электроэнергию, вырабатываемую тепловыми электростанциями.
В частности, уже сейчас НКРЭКУ устанавливает энергетические тарифы, учитывая так называемую компромиссную цену угля – это некая усредненная величина между расчетами, сделанными менеджментом тепловых электростанций, и расчетами, сделанным специалистами НКРЭКУ. Но уже совсем скоро – летом этого года – возглавляемый Дмитрием Вовком регулятор намеревается внедрить формульную методику определения цены угля: расчеты по данной методике позволят получать в итоге цену, сопоставимую с затратами на покупку импортного угля, и его доставкой в Украину. Говоря более простым языком, это означает, что совсем скоро цены на уголь в Украине вырастут, и у ДТЭК появится возможность значительно увеличить внутреннюю маржу.