Тема взрыва на Чернобыльской атомной станции традиционно для конца апреля активно обсуждается в прессе. Один из ликвидаторов, Сергей Мирный, утверждает, что многие факты из происходящего в зоне отчуждения не поддаются объяснению наукой. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Апостроф».
С журналистами пообщался эколог Сергей Мирный. На время взрыва в 1986 году он был лейтенантом запаса, командовал взводом радиационной, химической и бактериологической разведки. По прошествии 30 лет со дня трагедии ликвидатор рассказал, почему не читает произошедшее трагедией в буквальном понимании этого слова. Эколог довольно часто посещает зону отчуждения и называет ее безопасной.
Вспоминая о событиях тридцатилетней давности, Мирный рассказывает, что в Припяти оказался впервые в июле 1986 года. По городу он ехал на бронированной разведывательно-дозорной машине, проводя разведку по трассе забора, которым был огражден город с аварийной электростанцией. Ученый вспоминает, что впервые Припять произвела на него очень сильное впечатление, город напоминал местность после взрыва нейтронной бомбы. Разрушения в Припяти отсутствовали, но и людей тоже не было.
После аварии эвакуация началась в 3 часа дня в воскресенье. Жителям населенного пункта сообщили, что через три дня в свое жилье они вернуться. Некоторые семьи уезжали и оставляли на балконе вывешенное белье. Покинутый город белье на балконах делало еще более устрашающим. После первого визита длительное время Припять Мирный не посещал, а с 2007 года начал ездить в зону отчуждения как гид.
Первым впечатлением во время повторного визита в город-призрак ликвидатор называет интересное наблюдение за тем, как с каждым годом живая природа все больше поглощает результаты деятельности человека. Путешествие в Припять эколог называет одним из самых впечатляющих предложений, которые Украина может предложить туристам.
Интересным зрелищем, по мнению эколога, является Припять также для президентов. Мирный уверен, что каждого нового главу государства после инаугурации следует приводить в этот город, поскольку именно Припять является очевидным примером ошибок, допущенных руководством страны. Ученый убежден, что наглядная демонстрация возможных результатов ошибок будет для президентов хорошим аргументом в пользу принятия правильных решений.
Даже через 30 лет в Припяти очень много загадок.
О своем опыте взаимоотношений с зоной отчуждения эколог рассказывают, что многие вещи, которые ему удалось увидеть возле аварийной электростанции, долгое время не давали покоя. Труды ученых, посвященные Чернобылю, некоторые факты не объясняли. Специалисты по радиации не могли объяснить, почему загрязнение распространялось неравномерно. Закономерности в распределении радиации также оставались для ученых загадкой.
Более того, ученые не могли объяснить, как на самом деле происходила ликвидация последствий происшествия и какие дополнительные факторы, кроме радиационного загрязнения, оказывали негативное влияние на здоровье ликвидаторов. Однако для самого Мирного, принимавшего участие в ликвидации, ответы на интересующие ученых вопросы были очевидными.
В свое время в прессе активно обсуждался вопрос последствий для ликвидаторов аварии. Нередко появлялась информация о том, что причастные к ликвидации последствий люди будут болеть неизвестными болезнями и умрут в короткие сроки. Эколог утверждает, что истерии в прессе он не боялся и относился к информации об угрозах здоровью достаточно профессионально.
С полной уверенностью в отсутствии опасности Мирный поступил в университет Будапешта на специальность «Окружающая среда: Наука и политика». Вполне естественно, что его научная работа была связана с заболеваниями ликвидаторов аварии на ЧАЭС. Ухудшение здоровья людей, принимавших участие в ликвидации последствий аварии, эколог связывал с результатами психосоциальной травмы.
Проведенные исследования показывают, что действительно серьезные дозы радиации, которые представляют опасность для человеческого здоровья, получило только небольшое число ликвидаторов. У остальных эффект от воздействия радиации совсем небольшой или полностью отсутствует. На этом этапе научной деятельности Мирный заинтересовался тем, что оказывает на здоровье ликвидаторов негативное воздействие параллельно.
Ученый рассказывает, что много лет назад он составил полный перечень причин заболеваний ликвидаторов. Речь шла о факторах, которые влияют на эту категорию населения непосредственно в процессе ликвидации и в последующей жизни. Через 5 лет, в 2006 году, исследование эколога получило подтверждение от группы экспертов ООН. Их выводы были опубликованы в отчете «Чернобыльский форум».
Эколог уверен, что позиционирование зоны отчуждения как пространства закрытого, выброшенного из территории существования человечества, оказывает на состояние здоровья ликвидаторов негативное влияние. Такой подход, в котором 30-километровая зона является символом поражения человека в Чернобыле, для ликвидаторов является довольно сильным психотравматическим фактором. На самом деле, по словам эколога, в Чернобыльской зоне намного больше жизни, чем в любом другом месте, поэтому отношение к этой территории необходимо изменить.