За последнее время в Украине наблюдается рост совершенных преступлений, а вместе с тем и количество нераскрытых дел. Такая проблема имеет как объективные причины в связи с ситуаций в обществе и в стране, но также есть проблемы и в органах внутренних дел, и в связи с укреплением позиций организованной преступности. Об этом «Деловой столице» рассказал шеф-редактор интернет-издания «Тема» Олег Ельцов. С мнением эксперта знакомит издание «Биржевой лидер».
Говоря о причинах роста преступности и недостаточности качества работы со стороны органов внутренних дел, Ельцов отмечает несколько составляющих. Нужно учитывать, конечно, общую ситуацию в стране экономическую и то, что идет война. Возросло количество взрывов, разного рода разборок. Люди просто научились убивать. Кроме того реформа МВД. Эксперт считает, что из-за нее органы лишились профессионалов, а оставшихся унизили и обидели. Дело не только в заявлениях Геращенко и Авакова, но и установленном перепаде зарплат. Патрульный полицейский, который совершенно не подготовлен, получает в три раза больше, чем профи и с двадцатилетним стажем работы по раскрытию тяжких преступлений. Поэтому старые работники потеряли мотивацию. Кроме того, сокращение штата милиции привело к тому, что они не успевали за ростом преступности. Нельзя в этом деле ориентироваться на Европу, считает эксперт, поскольку та жизненные реалии совершенно иные, в Вене, например, за год одно умышленное убийство. Поэтому невозможно сравнивать уровень законопослушания, тем более стой ситуацией что сейчас в Украине. Количество преступлений, растет, а сотрудники правоохранительных органов деморализованы, потому и падает раскрываемость.
По мнению Ельцова, аттестацию в том виде, котором ее проводят в правоохранительных органах, не нужна вовсе. Она не дает ничего ни милиции, ни прокуратуре. Но главная беда в том, как осуществляется отбор новых полицейских. Это профанация, судя по жалким результатам их работы. Отбор необходимо проводить по простому принципу - под личную ответственность руководителя, и проводить отбор необходимо среди руководителей в первую очередь. И пусть руководители решают с кем им работать, но под ответственность вышестоящего начальства, вплоть до замминистра и министра.
Ответственность руководства за своих подчиненных должна идти до самого верха. Для отбора руководителей, безусловно, нужна проверка, и для этого у МВД и Нацполиции есть все: инспекция по личному составу, департамент внутренней безопасности. Там служат профессионалы с правом на оперативно-розыскную деятельность. Они и должны проводить проверку, а не общественники. Если бы привлекли к ответственности нескольких милицейских генералов, то остальные коррупционеры ушли на гражданку сами, а остальные «брать» бы побоялись. И не нужна была бы аттестационная нервотрепка с бесполезной тратой времени и средств.
Конечно же, министр Аваков знает, как нужно поступать, но министерство внутренних дел в коррумпированной стране это огромный бизнес, уверяет эксперт. Есть такие привлекательные области для милицейских генералов, как Ровенская и Волынская, где добывается янтарь. А еще Запорожская с шлаковыми отвалами, где много ценных металлов, и Одесская с рынком на 7-м километре и контрабандой. С приходом Авакова в МВД бизнес в Ровенской и Волынской областях работал, как и прежде. Там лишь убрали Сашка Билого, который хотел подчинить себе добычу янтаря. В прошлом году устроили показушную спецоперацию по прекращению незаконной добычи, но после волны пиара, янтарный бизнес продолжил работу с большим размахом, так что сейчас уже пришлось ввести Нацгвардию. Но перед огромными взятками не устоит и нацгвардеец. Добыча янтаря там продолжается, и Аваков об этом знает.
Что касается деятельности организованных группировок преступников, то они проходят перерождение, поясняет Ельцов. Согласно его информации из разных источников, ОПГ чувствуют себя хорошо. УБОП разогнан, и это правильное решение считает эксперт, поскольку эта структура была коррумпирована и реанимации уже не поддавалась. Но на ее месте не создали ничего нового, хотя освободились значительные средства.
Кроме того, потеряли былое влияние другие полезные структуры, как например, разведка, которую в урезанном виде передали в уголовный розыск, но с понижением в статусе. Теперь она полностью зависит от указаний следователей, и потому работает «от преступления», а не упреждая его. До УБОП существовали отделы по борьбе с бандитизмом, и это то, что нужно было развивать, считает Ельцов. Пусть они работали по карманникам и наперсточникам, но это профессиональная преступность - очень серьезная. Такие преступления раскрывать тяжело, потому что работают профи.
Сейчас происходит реорганизация оргпреступности. Появляются новые лидеры. С прежними крупными главарями удалось ранее справиться, но сейчас формируются преступники из новых кадров. На улицах много малолетних людей без мозгов, что пьют пиво и не знают где им заработать. Если появляется лидер, то вокруг него они быстро собираются, обучаются и уже под руководством идут на дело. МВД противопоставить ничего не может, потому что нет структуры, которая бы на профессиональном уровне разрабатывала бы организованную преступность. А вот дилетантов очень много, резюмирует эксперт.