Одним из активных участников переговорного процесса по исполнению Минских соглашений со стороны Украины до последнего времени являлся Роман Безсмертный, работавший в политической подгруппе. Среди вопросов, которые обсуждала эта группа, в частности, были и условия выборов на оккупированных территориях, внесения изменений в украинскую Конституцию. Однако недавно Безсмертный объявил, что покидает переговорную группу и в целом прекращает быть участником переговорного процесса. О причинах такого шага с ним поговорила «Украинская правда». С подробностями знакомит издание «Биржевой лидер».
На последней двухдневной встрече во время обсуждения возможности проведения выборов, по словам Безсмертного, украинская сторона задала элементарный вопрос – кто заплатит за выборы в ОРДЛО? Вот будут выделены деньги, а куда их везти? Там ведь не работает ни банковская, ни финансовая система. Это показывает, по словам Безсмертного, то, что дискуссии должны вестись о реальных вещах, а не общих понятиях. Кроме того, он напоминает, что с самого начала было уставлено - переговорная группа начинает работу после обеспечения компонента безопасности. Сейчас же видно, что не выполняются первые пункты «Минска», поэтому, о чем можно говорить?
Так получилось, что в этом году более всего в отношении исполнения Минских договоренностей говорят о выборах. Безсмертный отмечает, что летом прошлого года была отодвинута тема Конституции. По его мнению, договоренность о Конституции была явным превышением полномочий теми, кто был переговорщиком в составе «нормандской четверки». Нельзя брать ответственность по изменению Конституции, в то время как это зависит исключительно от парламента и воли народа. Но уже в этом году абсолютное большинство участников этого диалога, кроме отдельных представителей украинской стороны, заговорили о скорейшем решении процесса выборов.
И до сих пор, по словам Безсмертного, он не понимает, откуда в этом вопросе такое нетерпение, в то время как очевидно, что выборов в ОРДЛО не может быть ни в этом, ни в следующем году. Нужно подготовить общественное мнение, решить проблемы безопасности, обеспечить демилитаризацию, хотя бы минимально восстановить суверенитет. На все это нужно от трех до пяти лет. Об этом можно судить, изучив подобные ситуации в схожих конфликтах. Ускорение политического процесса приведет лишь к обострению конфликта.
Никто из членов контактной группы никогда ни говорил, что выборы могут пройти скоро или в этом году. Но, например, существует «формула Штайнмайера» - закон о выборах принимается, и они должны состояться через 90 дней. Об этом говорилось прошлым летом в Париже, и теперь этот тезис все время возникает вновь. Но Рада не поддержит такой закон о выборах и не проголосует за него, пока не решится вопрос безопасности выборов и ситуации после них.
Интерес вызывает настоящий статус ОРДЛО. По этой теме Безсмертный считает нужным подчеркнуть: идет российско-украинская война, и есть огромное количество коллаборационистов, которые перешли на сторону врага. Если бы сразу был определен статус конфликта как война, то многое бы прояснилось. Было бы ясно, что есть пленные, коллаборационисты, можно было бы говорить о процедуре возврата в гражданство. А неопределенность влияет на разные ситуации. С одной стороны, хорошо, что можно не ограничиваться рамками Женевских конвенций для определения статуса разных лиц. Но существует неопределенность в иных вопросах, что существенно осложняет процесс. Территории называют то оккупированными, то с неопределенным статусом. Людей одних и те же - то незаконно удерживаемыми, то заложниками, то военнопленными. Поэтому нет никакой «гибридной войны», идет война между двумя государствами.
Жив ли Минский процесс? Безсмертный считает, что он бесконечен. И его нужно сохранять, пока не будет принят какой-то другой. Но, с другой стороны, уже утеряны временные рамки процесса, утеряна логика и последовательность реализации. Поэтому Украина должна делать то, что соответствует Конституции и национальным интересам. Выборы могут быть проведены только после установления параметров безопасности. Присутствие российских вооруженных сил делает проведение политического процесса невозможным. Если эти условия не выполняются, то никакого закона о выборах не будет. Что касается самого закона о выборах, то, по мнению Безсмерного, это должен быть Устав территориальных общин ОРДЛО. В нем должны быть отражены вопросы безопасности, правила проведения выборов, порядок проведения амнистии, обеспечение иммунитета во время избирательного периода, вопросы экономического и финансового порядка, социального статуса участников этого процесса.
Должен быть определен порядок взятия под контроль госграницы, вопросы обеспечения деятельности квазиинститутов местной власти на переходный период. Если этот комплекс вопросов будет разорван, то останется то, что уже есть сейчас. Устав должен быть разработан и принят украинским парламентом, а дальше должен пойти процесс ратификации территориальными общинами. Те, кто его ратифицирует, смогут получить возможность восстановить связь с Киевом. Потому что непонятно, что такое ОРДЛО, но есть Макеевка, Луганск, Донецк, Антрацит. Такими единицами и нужно оперировать, утверждает Безсмертный.