С момента аварии на ЧАЕС прошло уже 30 лет, но Украина за это время так и не перешла от атомной энергетики к более безопасной альтернативной. Более детально о том, почему страна, несмотря на аварию на атомной электростанции, так и не отказалась от атомной энергетики, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Издание Open Democracy отмечает, что Украина за время, прошедшее после аварии на ЧАЭС, не только не отказалась от атомной энергетики, а попала в еще большую зависимость от ядерных объектов, вырабатывающих электрическую энергию, но при этом все больше устаревающих. С чернобыльской травмой ежедневно продолжают сталкиваться и Украина, и соседние Беларусь с Россией – и как с источником убытков в экономическом плане, и как с человеческой трагедией.
Ожидалось, что руководство этих трех стран постепенно будет отказываться от атомной энергетики, а учитывая последние климатические изменения, прогнозировался также и отказ от ископаемого топлива. Но Российская Федерация сегодня и дальше продолжает продвигать свою ядерную энергетику, а руководство Беларуси намеревается вести в строй новые атомные реакторы. У Беларуси и Украины есть одна общая черта – это высокая степень зависимости от РФ в сфере ядерных технологий, топлива, нефти, газа и угля. Вооруженный конфликт на Донбассе только лишь усугубил данную проблему.
Переход к возобновляемой чистой энергии кажется вполне логичным шагом. В странах, наиболее значительно пострадавших от аварии на ЧАЭС, сложившаяся экономическая ситуация делает просто неизбежным переход к чистой энергетике, поскольку старая экономика, опиравшаяся на централизованную энергетику, постепенно разрушается. Украинские предприятия, которые ориентированы в будущее, непременно должны сделать выбор в пользу независимости от нестабильных в политическом и в экономическом плане конгломератов, занимающих в настоящее время доминирующее положение в энергосекторе Украины. Но здесь вопрос в другом – есть ли у таких компаний необходимое пространство для того, чтобы начать украинскую энергетическую революцию, или хотя бы эволюцию.
Украина стоит на распутье.
Перед Украиной сегодня стоит очень непростой выбор по целому ряду основных вопросов, связанных с будущим развития страны. Не нужно проводить никаких экспериментов с неизвестными технологиями. В настоящее время уже известны методы построения чистой энергетики, и у Украины есть опыт работы с такими методами. Следующим шагом должна стать эволюция, но такой шаг будет означать революционный отход от весьма неустойчивой энергетической стратегии, в которой основной упор сделан на централизацию доступа к ядерной энергии, углю, нефти и к газу, а также отход от связанных с этой стратегией парадигм планирования и политики.
У страны есть весьма серьезный потенциал для того, чтобы развивать возобновляемые источники энергии, но здесь не следует забывать о живучести старых энергоструктур. В настоящее время энергетический рынок Украины является полем битвы, и связано это не только лишь зависимостью страны от поставок ядерного топлива, технологий и угля из РФ и вмешательством олигархов. Украинский энергорынок сегодня регламентирован практически полностью, и это превратило его в политический инструмент.
Украинские энергетические олигархи имеют весьма серьезное влияние на политическую жизнь страны. Рынок возобновляемой энергии в Украине также поначалу формировался в соответствии с проявляемой олигархами крупномасштабной инициативе. В частности, в период с 2011 по 2013 год принадлежащая братьям Клюевым компания Activ Solar занималась развитием больших солнечных электростанций преимущественно на территории Крымского полуострова и Одесской области. При этом на украинский рынок фактически не позволяли заходить другим игрокам. Одновременно с этим популярность в Украине солнечной энергии подрывалась тем, что проектам олигархов гарантировали завышенные цены при поставках электроэнергии.
После начала боевых действий на Донбассе Украина утратила контроль над двумя третями угледобывающих шахт – соответственно, государство потеряло контроль над значительной частью угольных ресурсов, из которых вырабатывалось электричество тепловыми электростанциями. Аннексия Россией Крыма положила конец развитию проекта Activ Solar – компания попросту обанкротилась, и сейчас она хочет продать инвестору из Китая оставшиеся активы.
В итоге задача по обеспечению равновесия в украинском энергетическом секторе легла на компанию "Энергоатом" – это государственное предприятие, вырабатывающее в настоящее время 55 процентов от всей произведенной в стране электрической энергии. Данная доля покрывается благодаря работе 4 атомных электростанций с 15-ю ядерными реакторами. При этом 12 из 15 украинских реакторов были построены еще в 80-х годах прошлого столетия, и сегодня они нуждаются в очень серьезном усовершенствовании системы безопасности – это обязательно нужно сделать в случае, если Украина планирует продлевать срок их службы после того, как завершиться проектный 30-летний период эксплуатации. Украинская элита сопротивляется тому, чтобы страна перешла к возобновляемой энергетике, поскольку решения здесь принимаются, исходя из политических соображений. Впрочем, в последнее время уже появляются признаки исчезновения данной инерции.