Первый заместитель главы Фонда гарантирования вкладов Андрей Кияк раскрыл основные проблемы системы гарантирования вкладов в Украине. Об этом Кияк рассказал в своей авторской колонке для Forbes, с которой ознакомились эксперты раздела «Новости Украины» онлайн-журнала «Биржевой лидер».
Так, в течение последних двух лет в Украине было выведено около 70 финансовых учреждений. И на фоне подобной ситуации, разумеется, важна грамотно составленная система гарантирования вкладов, которая поможет объяснить вкладчикам, как у него есть права и как он может рассчитывать на получение своего вклада. На эти и многие другие вопросы должен дать внятный ответ Фонд гарантирования вкладчиков.
Как известно, в течение последних двух лет финансово-банковский сектор, в том числе и система гарантирования, работают на особых условиях. Из-за спада экономики Украины, девальвации гривны и иных факторов более 70 банков были вынуждены уйти с рынка.
На сегодняшний день система гарантирования вкладов обеспечивает надежность около 98% вкладчиков. В общем, как рассказал Кияк, речь идет о 22,5 млн. людей, которые вложили в банк сумму в размере 139,3 млрд. гривен.
Эксперт приводит причины сокращения числа вкладчиков. Во-первых, он назвал сокращение доходности людей. Во-вторых, боязнь людей того, что нельзя получить доступ к своим вкладам в ликвидируемых банках. Тем самым люди почти полностью потеряли доверие к банковской системе. Еще одним фактором является отсутствие инвестиций в экономику и экономический рост в стране.
Тем самым эксперт отмечает первую проблему системы гарантирования. Вкладчики при ликвидации банка рассчитывают либо на кого-то из окружающих, либо на другие способы, но не на систему гарантирования. Именно поэтому Кияк подчеркивает, что вклады физлиц в размере более 200 000 могут быть потеряны для украинской экономики.
Кияк напомнил о классификации МВФ основных систем гарантирования вкладов. В частности, МВФ выделяет систему прямо не выраженных гарантий и систему положительно выраженных гарантий.
Вторая проблема системы заключается в том, что в ходе ликвидации банков фонд гарантирования не смог выполнить свою задачу и финансовые учреждения буквально «проели» не только капитал, но и активы и депозиты. В этом случае на Фонд гарантирования накладывается дополнительная материальная и моральная нагрузка. Но некоторые вкладчики все-таки верят, что от проблемных банков можно вернуть свои средства. Но часть проблемы заключается в том, что у Фонда гарантирования нет возможности проследить за деятельностью банка в период «допроблемности» и «проблемности». А это значит, что на этой стадии. Фонд никак не может поддержать или урегулировать деятельность финансового учреждения.
Еще одна проблема заключается в том, что не удалось разработать систему финансовой поддержки банков, страхового фонда. Ведь для функционирования подобного органа необходимы определенные источники финансирования. Конечно, финансировать подобный орган может государство или же фонд системы резерва, созданный государством, который и обеспечит регулярные взносы. Также возможно финансирование путем резервирования в расходной части бюджета на определенный год. В Украине постоянно действовала другая схема – регулярный сбор с банковских учреждений, которые являются участниками системы гарантирования вкладов. В частности, размер сбора составлял 0,5% от депозита в гривнах или 0,8% от депозита в валюте.
Если в докризисный период подобные средства в Фонд гарантирования поступали, то в 2014-2015 году Фонд рассчитывал на финансирование исключительно из НБУ и правительства. Хотя параллельно с этим он выплачивал средства вкладчикам ликвидированных банков. Так, за прошлый год от НБУ получил 9,7 млрд. гривен, а от правительства 51,6 млрд. гривен. Но эксперт подчеркивает, что в кризисный период подобная система финансирования Фонда является неэффективной.
Четвертая, последняя проблема системы гарантирования вкладов заключается в том, что в развитых странах рассматриваются любые способы для предотвращения признания банка банкротом. И только в безвыходной ситуации страна прибегает к методу ликвидации. А в Украине просто нет механизма допроблемной поддержки банков, считает Кияк.